Воскресенский храм в селе Старая Ольшанка
Уникальный храм в честь Воскресения Христова – великолепный памятник золотого века русской культуры и краса имения Воейковых.
Дворянское гнездо
Село Старая Ольшанка Уваровского района Тамбовской области – место знаменитое. Двести лет назад имение в этом живописном краю приобрел герой Отечественной войны 1812 года генерал А.В. Воейков. Здесь часто гостил и творил не менее славный его потомок – художник В.Д. Поленов.
В своем новом доме Алексей Васильевич Воейков поселился в 1816 году с молодой женой Верой Николаевной. У четы родилось трое детей – Мария, Алексей и Леонид.
Поместье было устроено уютно и прочно. Здесь было все потребное для жизни: барский особняк, конюшня, мастерские и различные хозяйственные постройки. Окружали дом и природные красоты: радовал тенистый парк, который рассекала на две части резвая речка Шибряйка, и умиротворяли своей неподвижностью пруды. Семейство уже на земле обрело райский уголок, и, наверное, тихо и счастливо текли его дни.
Когда же Воейковых постигло горе – кончина Алексея Васильевича, его супруга решила возвести на территории имения в память генерала храм. Над проектом необыкновенного сооружения трудились художник К.А. Молдавский и архитектор Р.И. Кузьмин, а на строительство ушло 17 лет. В 1860 году престол был освящен в честь Воскресения Христова, но, выстраданный усердием, храм стал еще и символом любви, верности, почтения.
Дочь генерала Воейкова Мария Алексеевна подарила миру гениального художника Василия Поленова. Цель всей его творческой жизни была масштабна и неординарна – пройти с Христом Его земной путь. Шаг за шагом художник следовал своему призванию, воплощая на полотнах евангельские образы. Стремясь к максимально правдоподобному, натуральному их воссозданию, Василий Дмитриевич дважды совершал путешествие по странам Востока – Палестине, Сирии, Египту. Параллельно с картинами писал книгу «Иисус из Галилеи». Сорок лет продолжался грандиозный труд, результатом которого явился цикл из 72 картин на евангельские сюжеты.
Храм-памятник
Свое место на полотнах мастера находили и любимая Ольшанка, и ее главная святыня. Воскресенский храм редкостен уже по одному своему названию: немногие престолы освящаются во имя величайшего чуда на Земле. И будто оправдывая это название, церковь осталась единственным в селе памятником эпохи. Дом и другие постройки в пору ожесточения снесены до основания. Храм же, израненный, но живой, стоит вопреки общественным бурям и чает воскресения.
Когда оказываешься у его подножия, охватывают смешанные чувства: благоговение перед величием и недоумение перед варварством, восхищение красотой и боль за поруганную святыню. И все-таки больше вид монументального сооружения с покосившимся крестом не удручает, а воодушевляет.
Свято место пусто не бывает. Храм и его окрестности снова ожили. Ведутся Богослужения, зарегистрирована церковная община, по возможности поддерживается порядок и ведется восстановление. В бывшее поместье все чаще приезжают путешественники и паломники. Кстати, в Старой Ольшанке готовы встретить любую организованную группу со всем радушием.
В Воскресенский храм ведут раскрошенные ступеньки. Они в столь плачевном состоянии не из-за погодных условий – в советское время по ним напрямую въезжали самосвалы, так как дом молитвы был приспособлен под зернохранилище.
При строительстве использовано 17 форм кирпича. Было пять куполов: центральный, над двумя колокольнями, над алтарем и над вратами. Отопление осуществлялось тоже уникальным способом: печи были устроены в подвале, откуда через отверстия диаметром 20-25 см поднимался горячий воздух. Сохранился пол, так называемый польский паркетный, две деревянные лестницы на хоры в идеальном состоянии.
Насколько впечатляют архитектурные украшения снаружи, настолько же поражает воображение планировка храма. Он имеет центральную часть, окруженную галереей. Нечто подобное есть в Италии – базилика Сан-Витале в Равенне. И вдруг – такое в российской глубинке! Убранство в настоящее время более чем скромное, но и в нем примечательны старинные иконы – Распятие, Тайная вечеря и коллаж репродукций Храма Гроба Господня.
Предметом гордости является цокольный этаж. Его площадь равна площади храма, а особую, так сказать, архитектурную ценность представляют своды.
Мнение специалиста
– Удивительно то, что здесь сохранился ландшафт, – отмечает директор детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства им. В.Д. Поленова, иконописец Михаил Никольский. – Нет строений, но сохранился некий колорит, какая-то внутренняя структура, дух этого места. Куда ни посмотри – везде готовый пейзаж. Безусловно, удивителен храм, он с любого ракурса он интересен. За счет его местоположения, архитектуры, планировки. Впечатляет подвал, этот восьмигранный цветок в центре, колонны, которые расходятся, образуя своды. Обращает внимание подковообразный коридор, он повторяется и в подвале, и в самом храме, и на втором этаже на хорах, и вокруг колокольни. Все глубоко продумано. Я бывал во многих странах от Норвегии до Северной Африки, но такого чуда не встречал нигде. Убежден: если заниматься реставрацией, то это должна быть очень серьезная работа, чтобы не навредить, сберечь мельчайшие детали памятника.
Отдохнуть душой
Бывшие барские владения постепенно возвращают свой романтический колорит. Уже сейчас приятно остановить взгляд на вековых деревьях старинного парка и глади пруда, уловить нежный аромат цветов, услышать раздольные птичьи трели. Интересно найти ту точку, с которой знаменитый художник писал свой шедевр «Старая Ольшанка», посетить музей репродукций картин Василия Дмитриевича и Марии Алексеевны Поленовых, сфотографироваться рядом с памятниками. Это как раз такое место, где можно побыть в тишине, вдали от гула цивилизации, насладиться красотой и привольем, отдохнуть душой и прислушаться к настоящей жизни.
Александра Михайлова