Схимонахиня Питирима

Слова Спасителя «Мария благую часть избрала» наилучшим образом характеризуют духовный путь схимонахини Питиримы. Всю свою жизнь она пребывала в общении со старцами, священнослужителями, монашествующими и была безраздельно предана Богу.

В благочестивом окружении

Будущая схимница Мария Никитична Мурзина появилась на свет 21 сентября 1921 года в знаменитом по его уроженцу преподобному Амвросию Оптинскому селе Большая Липовица Тамбовской области. Родители Никита Иванович и Матрена Кирилловна были простыми благочестивыми крестьянами. Как обычно, жили хозяйством.

По благословению одного старца в 1925 году семья, в которой насчитывалось двое супругов и пять детей, переехала в Тамбов.

Марию уже в детских летах привлекал храм с его красивым убранством, торжественными службами, слаженными звуками молитвословий. Девочка увязывалась за отцом, который пел на клиросе, даже на ночное богослужение. А маму часто просила: «Пойдем к святителю Питириму». Матрена Кирилловна отнекивалась: далеко идти. Но дочка все-таки ее уговаривала, и они радостно шли к раке мощей.

Первой духовной наставницей Марии стала односельчанка старица Акилина (Федотова). Она с материнской заботой и теплотой относилась к девочке, ненавязчиво направляя на стезю добродетели. Как часто бывает, школа и институт закружили молодую голову по-своему: учеба, друзья, развлечения. Да и церкви к тому времени все закрыли. Мать горевала, жаловалась старице: «Куля, моя удалая то в театр, то в кино. Что же будет?». Матушка, бывало, скажет: «Матрюша, молодость есть молодость, пусть ходит, не останавливай. А молиться молись. Господь приведет».

Любимая учительница

Мария Мурзина училась на четвертом курсе факультета иностранных языков, когда началась война. Всех студентов срочно забрали рыть окопы. Брат и сестры Марии получили повестки на фронт, а сама она была направлена на сестринские курсы. Но по милости Божией девушку на войну не забрали. А стала она сельской учительницей в Ольховке Уметского района.

Жизнь в чужих людях, неустроенность быта, тоска по родным – все эти испытания Мария Никитична преодолевала с большим трудом. Сердце звало ее домой. Тем более в 1943 году скончался отец, а мать была сильно больна. Прозорливая старица Серафима из села Кужное предсказала ей: «Переедешь, переедешь в Тамбов».

Через какое-то время Мария Никитична, действительно, вернулась в родительский дом. После смерти мамы в 1945 г. почти пятьдесят лет она делила кров с сестрой Параскевой. В городе возникли свои трудности: уже опытная учительница целый год не могла найти вакансии по своей специальности. Однако ж это время прошло с духовной пользой: она постоянно ходила в церковь, глубже вникла в суть праздников и постов, перечитала десятки книг, которые брала у верующих людей.

Между тем уже накануне первого сентября 1953 года все чудесным образом устроилось: наконец, был выдан приказ о назначении Мурзиной в городскую третью школу учителем немецкого языка.

С учениками Мария Никитична ладила прекрасно. Она была любвеобильна и снисходительна к их слабостям, поэтому с стороны как отличников, так и сорванцов снискала доверие, уважение и любовь. На перемене, случалось, начнут играть, а потом и драться. Учительница подойдет, разнимет так ласково: кого в макушку поцелует, кого за шею обнимет. Соперники улыбнутся, да и помирятся.

Однажды ребятишки спрашивают: «Марь Никитична, скажите, а Бог есть?». В глубоко советское богоборческое время этот вопрос ставил учителя в неловкое положение: верующему человеку отрицать Господа никак нельзя, но и открытое подтверждение было чревато суровыми последствиями вплоть до увольнения. «Ребятки, - мудрым словом отозвалась тогда педагог, - а как бабушка и мама говорят?». Дети ответили: «Бабушка и мама говорят, что есть». - «Вот и верьте им». Ученики успокоились и отошли, но меж собой поговаривали: «Нет, наверно, все-таки Мария Никитична наша верующая».

Не раз директор школы вызывал ребят к себе и спрашивал: «Скажите, кого вы больше всех любите из учителей?». Они в один голос заявляли: «Марь Никитичну». - «А почему?». - «Она к нам с любовью относится и к вам никогда не водит».

Мария Никитична Мурзина (справа) с духовной сестрой Клавдией Васильевной Глаголевой
Мария Никитична Мурзина (справа) с духовной сестрой Клавдией Васильевной Глаголевой

Святое исповедничество

В третьей школе Мария Никитична проработала 10 лет. Хотя она тщательно скрывала свою религиозность, руководство как-то узнало, что примерный советский педагог ходит в церковь. Вызывали в горком партии, настаивали, чтоб отказалась от веры: «Два года осталось отработать за выслугу лет, тогда и уйдете. А сейчас куда: просфоры печь в церкви?». Ответ последовал бескомпромиссный: «Примут – и пойду просфоры печь». Тогда предложили уходить.

Матушка Серафима Мичуринская утешила: «Машутка, уходи, хватит для мира работать, пора для Господа» - и благословила устраиваться в Покровскую церковь.

Духовный отец архимандрит Тихон откликнулся на подвиг чада умилительным и восторженным письмом: «Воистину воскресе Христос! Родная детка, мир тебе и святое благословение. Вот оно и исповедничество. Вот твое исповедничество, благодарное, святое и спасительное. Радуйся, будущее твое завидное. И Бога благодари. А с делом так – просто подай по собственному желанию, как отдохнуть, и все будет хорошо. Не горюй, Сам Господь устроит твою жизнь к лучшему. Святая мученица твоя дивится твоему исповеданию. Родная деточка, как это хорошо и высоко. Молюсь о тебе, дорогая, и вместе радуюсь. Благодать Христова укрепит тебя и утешит и наградит. Ты стала еще дороже и милее после этого. Господь с тобой. Аминь».

Свое слово утешения сказал и воронежский старец отец Серафим (Мякинин): «О, девка, не горься, что тебя с работы сняли. Прямо у Матери Божией будешь прислуживать». Мария Никитична удивилась: «Батюшка, как у Матери Божией?». - «Тогда узнаешь».

Говорят, когда Бог закрывает одну дверь, то открывает другую, где приготовил что-то лучшее. Вскоре исповедница поступила на работу в Покровский храм Тамбова, где обретался весь цвет духовной жизни города, где единились самые стойкие в вере люди – от епископа до мирян. Первые два года, действительно, как предрекли в горкоме, трудилась в просфорне, а потом ее перевели в ризную, где она прослужила верой и правдой четверть века.

Мед с солью

В 1950 году Мария Никитична гостила в Мордово у священника отца Иоанна. Когда вернулись домой после службы, его матушка Клавдия предупредила: «Сейчас к нам придет великая старица, вот вы увидите матушку Серафиму». Действительно, после обедни старица посетила это скромное жилище. Посмотрела на незнакомцев, коих оказалось трое, и попросила: «Клавдия, давай мне буханку хлеба, соль и мед». Та все поставила на стол. Матушка Серафима отрезала по большому ломтю хлеба, намазала медом, посыпала солью: «Вот, съешьте». И, провидев одну на всех мысль, добавила: «Вы теперь удивляетесь: матушка столько соли насыпала и меду. Ешьте все: мед – сладость, а соль есть любовь, чтобы у вас была любовь». С тех пор Мария Никитична постоянно ездила к мичуринской старице, которая всегда принимала ее с радостью и наставляла в духовной жизни.

Новое рождение

Духовным оплотом для Марии Никитичны стала Троице-Сергиева Лавра, куда молодая учительница часто ездила во время каникул и отпусков. В 1956 году она познакомилась с отцом Тихоном (Агриковым), который как-то по-особенному запал ей в душу. Вскоре знаменитый архимандрит стал ее духовным отцом.

Опытный монах, казначей Лавры и преподаватель семинарии пристально наблюдал за своим чадом в течение пяти лет. Благочестивая жизнь, чистое сердце и любвеобильная душа – возможно, именно эти достоинства расположили старца, во всяком случае, были в поле его внимания. Однажды, когда перед отъездом домой в конце августа прощалась со старцем, Мария Никитична сказала ему: «Батюшка, прошу ваших святых молитв. Помяните когда-нибудь». Отец Тихон ответил: «Мариюшку запишу в свое поминание и буду поминать».

Чуть позже батюшка дал воспитаннице параман, заметив: «Как будешь приезжать, вози с собой». Она взяла, но не поняла, что это такое. Как обычно, заехав к матушке Серафиме, показала ей расшитый квадратик. Старица высоко оценила дар: «Машутка, это батюшка тебя оденет». – «Матушка, как оденет?». – «Постриг даст монашеский, параман оденет и что там положено надевать. Как будешь ездить, так бери его».

Летом 1961 года Мария Никитична, как всегда, пребывала в Лавре. В день Тихвинской иконы Божией Матери заметила, как после акафиста отец Тихон вышел из церкви. В эти минуты паломницу объял какой-то необъяснимый страх, а может быть, предчувствие. Монах направился как раз в ту сторону, где сидела, пригнувшись, его подопечная. Она подошла под благословение, а старец распахнул полы мантии, обнял ее и прижал к себе со словами: «Никому тебя не отдам». Умиление, благоговение, трепет – сколько чувств смешалось тогда в чутком сознании! И Мария Никитична заплакала.

Под Успенским собором есть придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Архимандрит Тихон взял за руки Марию и еще одну девушку, уже инокиню, и подвел к этому алтарю со словами: «Господи, прими жертвы сия». В этот день, в празднование Тихвинской иконе Божией Матери, был совершен тайный постриг. Мария Никитична стала монахиней Евфросинией.

Отец Тихон строго-настрого запретил кому-либо рассказывать об этом. И больше двадцати лет никто не услышал от нее даже намека на то, что совершилось новое рождение в духовную жизнь. Свято храня завет старца, матушка никогда не выставляла напоказ четки и не одевалась по-монашески.

Когда тайное – явно

Однако ж от духовного взора прозорливых старцев ничто не было сокрыто. Когда в очередной раз матушка пребывала у схимонахини Серафимы, та сказала: «Сейчас придет отец Власий. Машутка, упади ему в ножки, возьми благословение». Немного погодя и правда гостья увидела, как он бежит по ступенькам. Сердце вздрогнуло, разволновалась, но, как батюшка зашел, поклонилась до земли, попросила благословения. Старец пронзительно глянул на незнакомую ему женщину: «Матушка, кто это такая?». – «Да тут одна учительница, Марь Никитична». – «Она не учительница, она монахиня». По признанию схимонахини Питиримы, у нее тогда «волосы дыбом встали», не знала что и сказать. Отец Власий между тем продолжал: «А что ж ты ее отдала, матушка?». Но старица сразу ответила: «Ничего, батюшка, еще и твоя будет».

Высший чин

Так оно и получилось через десять лет. В 1968 году архимандрит Тихон был вынужден покинуть Лавру. Он передал возлюбленной чадушке сверток со своей фотографией и четками, а на другой день прислал записку с благословением ехать в Почаев. Матушка еще ничего не знала, но чуткое сердце заныло: «Батюшку я больше не увижу».

Конечно, разлука со старцем вызвала неизбывную боль и ощущение потерянности. Но нужно было жить и трудиться на ниве монашеского делания. Тогда под свою духовную опеку матушку взял отец Власий (в схиме Макарий (Болотов)). У этого старца был совершенно другой характер. Шустрый, энергичный, неожиданный, батюшка мог и подшутить, и отругать как следует, и глубоко утешить. Он был источником бескрайней любви к чадам, но при этом и смирял их, не давая гордости поселиться в сердцах.

Однажды отец Власий представил матушку митрополиту Зиновию (Мажуга): «А это, владыка, подходит полковник». Тот удивленно посмотрел, а все, кто ее знал, засмеялись. Батюшка весело объяснил: «Знаете, почему я ее так назвал: она готова мне весь Тамбов привести, как полк».

Когда батюшка предложил достойной монахине принимать схиму, она сначала отказалась, ведь это высокий чин, на который возлагается большая ответственность перед Богом и перед всем миром. Но отсрочка была недолгой: в 1972 году отец Власий постриг чадо в схиму, а восприемником стал отец Виталий (Сидоренко). И тогда матушке нарекли новое имя – схимонахиня Питирима в честь тамбовского святителя.

Тамбовский чудотворец

Матушка высоко чтила святителя Питирима, его она знала и любила с детства. Даже в глубоко преклонном возрасте, когда жила уже в Калужской области, неизменно приезжала летом повидаться с верующими земляками и помолиться на торжественном богослужении 10 августа. Так непостижимо велика была сила ее любви к своему небесному покровителю!

Вместе со всеми верующими матушка ждала, когда же обретут мощи чудотворца. Но в один день к ней, разбитой гриппом, пришла подруга Татьяна и категорично заявила: «Ну-ка вставай, пойдем в церковь. Никаких болезней, у нее сейчас такая радость будет невозможная!». Поднялись наверх в Покровскую церковь. Посреди храма стоял гроб, его мыли облаченные дьякона. Как свидетельствовала схимница, благоухание было необыкновенное – во всю церковь. А вскоре владыка Евгений (Ждан) добился того, что и мощи вернули.

Схимонахиня Питирима
Схимонахиня Питирима

Благословение Святейшего

Когда Патриарх Алексий II приезжал в Тамбов второй раз, владыка Евгений увидел в толпе матушку и представил ее высокому гостю: «Это у нас старейший работник, она с детства еще была у мощей святителя Питирима и на источнике. Семьдесят лет ей». Святейший благословил и сказал: «Ну, мать, живи еще семьдесят лет».

Под пристальным оком

В 1992 году сестра матушки Параскева отошла ко Господу. И духовный отец сказал: «Мань, приезжай ко мне». Через год после похорон схимница переехала к батюшке в Прыски.

Матушка изведала все – от строгих испытаний до отрадного утешения. Часто старец засиживался за духовными беседами с ней до глубокой ночи. А потом вдруг неожиданно осыпал немилостями на глазах у всех присутствующих. Однажды даже отправил в затвор в Козельск. Это были сознательно устроенные испытания, проверка на душевную чистоту, терпение и самой матушки, и других чад.

За други своя

Схимонахиня Питирима радела не только о своем спасении. Многих и многих людей она приводила к отцу Макарию и другим старцам. Пеклась даже больше о ближних, чем о себе. Бывало, спросит у батюшки кто что наказал. Он ответит, а потом скажет: «Ну, Маньк, обо всех спросила?». – «Обо всех». – «А про себя?». – «А я и так радостная, повидала вас, и слава Богу».

У схимонахини Питиримы была необыкновенно свободная и любящая душа. В ближайшем кругу общения матушка ценила предельную откровенность: и радость, и горе, и благодать какую получила – сразу все рассказывала. Без утайки делилась от щедрот своего богатого сердца и живой памяти. Бытовали в прежние времена своеобразные посиделки, на которых велись духовные беседы. Собирались все самые близкие чада и делились, кому что батюшка сказал, кто чему свидетелем стал. Это общение приносило ощутимую пользу, научало жить и поступать по-христиански.

Схимонахиня Питирима отошла ко Господу 13 июля 2010 года. Похоронена на кладбище села Нижние Прыски Козельского района Калужской области.

Благодаря подвижничеству матушки для нас сохранились драгоценные эпизоды из жизни святых отцов, да и сама она со старцами стала старицей.

© Александра Михайлова