Схиархимандрит Серафим

Воспитанник обители

Старец Митрофан
Схиархимандрит Серафим

Будущий старец схиархимандрит Серафим родился 15 мая 1936 года в небольшом украинском городе Проскурове Каменец-Подольской области. В миру подвижник носил имя Василий Илларионович Мирчук. Еще в младенческом возрасте он потерял мать, и попечение о сироте приняла родная тетя. С 1944 года мальчик учился в начальной школе, окончил три класса.

Стремление Василия к духовной жизни было столь сильным, что он, по сути, еще ребенок, избрал для себя иноческий путь. С 1950 года юный послушник подвизался в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры. В стенах обители, где веками шла молитва и из поколения в поколение передавался опыт святых отцов, молодой человек приобретал ценные духовные навыки. «Батюшка был кладезем церковной премудрости, - вспоминал о схиархимандрите Серафиме митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. – На светские темы он беседовал редко, поскольку вся его жизнь с раннего детства прошла в монастыре. Часто он говорил: «Все, что я умею, я делаю так, как было у нас в Почаеве». Поражало его знание церковной истории, житий святых и особенно российских подвижников благочестия».

В монастыре юноша исполнял разные послушания: клиросное, пономарское, просфорное, трапезное. Довелось поработать и на скотном дворе. Собрат отца Серафима схимонах Иоанн (Мокашов) рассказывал один интересный случай того времени. Василий доил корову. В присутствии хорошо знакомого доброго человека та беззаботно задремала, а проснувшись, резко дернулась и наступила прямо в ведро с молоком. Из-за своей оплошности умная буренка задрожала всем телом, но труженик с любовью обнял ее и долго успокаивал.

Как ответственному и смиренному человеку ему поручили уход за больным настоятелем скита отцом Онуфрием. По кончине старца Василий был пострижен в мантию с именем Валерий, а через несколько месяцев, 11 августа 1958 года, посвящен в иеродиаконы.

Славословие скитальца

На рубеже шестидесятых годов усилилось гонение на Церковь, и против Почаевской Лавры власть восстала с особым ожесточением. В 1961 году был закрыт Свято-Духов скит. Многих насельников выгоняли, и им приходилось искать себе пристанища. Это было делом нелегким, так как над приходами велся строгий контроль, и епископам нужно было немалое мужество и сметливость, чтобы принять на служение скитальцев.

Одна тамбовская матушка помнит тот день, когда в Михаило-Архангельский храм в селе Мордово приехали три почаевских монаха – отцы Власий, Евгений и Валерий. Верующие с окрестных мест спешили их увидеть, и не зря. Как они пели! В их славословии Богу выражались и скорбь о покинутом монастыре, и радость о встрече с единомышленниками. В страданиях Бог ближе к человеку, и душа, чувствующая это, отзывается Ему и получает утешение.

Отец Валерий прикрепился на воронежской земле. Два года он трудился псаломщиком в Михаило-Архангельском храме села Малые Ясырки, а затем в Воскресенском храме города Новохоперска. 8 февраля 1965 года архиепископ Воронежский и Липецкий Палладий посвятил монаха в священный сан и назначил настоятелем в Михаило-Архангельский храм села Ячейка. Спустя некоторое время отец Валерий, уже в сане игумена, был переведен клириком в Воскресенский собор города Ельца.

Тайный монастырь

В середине мая 1978 года батюшка вновь получил назначение на сельский приход. На сей раз местом его служения стал старинный Благовещенский храм села Ожога Воловского района Липецкой области. На это время пришелся расцвет духовного подвига и приходской деятельности старца, и в памяти многих людей за ним закрепилось имя «отец Валерий Ожогский». Постепенно при храме под водительством подвижника образовалась община, которая жила по монастырскому уставу. Многие из чад батюшки являлись не просто прихожанами, а монахами и монахинями. Они несли послушания и неукоснительно вычитывали молитвенные правила – к исполнению установленных обязанностей старец относился строго. Это была настоящая обитель, но тайная, как и вся внутренняя церковная жизнь в те суровые богоборческие времена.

- Мы приехали в Ожогу и своими глазами увидели уникальный комплекс, построенный под руководством старца, - писал в своей статье редактор газеты «Усмань Православная» Борис Михайлюк. – В этот комплекс входил прекрасно отреставрированный храм, рядом стояла двухэтажная богадельня для престарелых людей, по периметру тянулся сплошной ряд хозяйственных построек: амбары, сараи, погреба, подвалы, конюшни, коровники, мастерские, к которым примыкали поля и огороды. Все находилось в идеальном порядке, ухожено, отремонтировано, вычищено, покрашено, поля обработаны.

В создании этого благолепия участвовали многие люди: кто молитвой, кто трудом, кто деньгами. Духовно покровительствовал обители знаменитый старец митрополит Грузинской Православной Церкви Зиновий (ныне прославленный в лике святых). Но объединял всех вокруг Благовещенского храма, конечно, священник. Между тем он заботился не только о своем приходе, но и направлял средства на окрестные храмы, а небогато живущим чадам посылал продукты.

Он запомнился таким…

В 1982 году отец Валерий был возведен в сан архимандрита, а впоследствии принял великую схиму с именем Серафим. За заслуги перед Церковью священноначалие удостоило подвижника креста с украшениями, ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени и других наград.

К старцу приезжало множество верующих из разных областей. Он принимал радушно, одаривал посетителей иконами или книжечками, давал еды в дорогу.

Однако отец Валерий убегал от мирской славы, жил скромно и старался не оказывать благодатных даров. Иногда он прикрывался легким юродством: шумел, бранился на людей, о многом говорил иносказательно. Незнакомцев такое поведение шокировало, а духовные чада со временем понимали смысл сказанного – это было вразумление или ответ на вопрос.

Молитвенник и деятель, батюшка в то же время нес подвиг терпения многочисленных болезней. Самой коварной из них был сахарный диабет. В последние годы жизни старец нередко лежал в больницах в крайне тяжелом, а иногда и бессознательном состоянии. Но, несмотря на немощь, снова восставал и снова находил в себе силы для служения Богу и людям.

Свет праведника остается

Многострадальный схиархимандрит Серафим преставился 11 января 2005 года. По завещанию, его похоронили при входе на монастырский участок кладбища села Ожога.

Дело жизни подвижника не только не угасло с его уходом, но и обрело новый статус. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

Подготовила Александра Михайлова