Старец Константин

Старец Константин

Старец Константин
Старец Константин

Старец Константин в тревожное время гонений нес молитвенный подвиг на Тамбовской земле.

Очи духовные

Верующие звали его просто отцом Костей. Был он слеп, но Господь одарил его большим, чем зрение, даром – даром духовного видения, прозорливости.

Отец Костя появился на свет в селе Чутановка примерно в 1897 году. Родители его Стефан и Василиса Соболевы были крестьянами. Уже в раннем детстве мальчик совершил свое первое паломничество – в Саров, к открытию мощей преподобного Серафима Саровского. Прославление в лике святых почитаемого старца стало православным торжеством на русской земле, объединившим Государя и народ всех сословий и со всех губерний. В эти дни множество немощных людей было осчастливлено исцелением. Костя не был в их числе, но позже говорил: «Глазки мне преподобный Серафим не открыл, а благодать Святаго Духа дал мне».

Не видя телесными очами, старец всегда узнавал, кто к нему приходил, с какими намерениями и мыслями. Однако себя скрывал, говорил иносказательно, притчами, иногда юродствовал, и далеко не все могли его понять сразу.

По виду подвижник жил тихо и неприметно, по старому укладу. В горнице у него был красный угол, перед иконами всегда теплилась лампада. Отец Костя хорошо знал церковную службу, многие молитвы и псалмы читал по памяти. Ухаживала за слепцом его сестра Апронюшка, а впоследствии ее сменила раба Божия Дарья Дементьевна.

Отец Костя дружил с местным подвижником – блаженным Егорушкой. Тот говорил: «Костюшка, пошли молиться на паперть, а то весь мир погибает». Они вместе просили у Господа милости, и оба взяли на себя тяжелый телесный подвиг – носили железные вериги. Не так-то просто человек становится избранным сосудом благодати!

Тайная тропка

Несмотря на тайну подвига, люди друг от друга узнавали о старце. Многие спешили к нему за утешением, советом, просили помолиться об исцелении. Для каждого звучало слово в меру понимания и духовного устроения. Одним подвижник советовал обратиться в больницу, другим – заглянуть в глубины души. А некоторых отсылал к какому-либо ближнему источнику или месту в лесу, говоря, что там они найдут исцеление. Пока посетители шли, отец Костя обращался к Богу, и по его молитве больные избавлялись от недугов. Явно же никого не излечивал, говоря, что тогда народ пова¬лит толпами и все кончится арестом.

Однако в тюрьме доводилось подвижнику побывать не один раз. В вину вменялось то, что он собирает с приходящих людей зо¬лото, организует молитвенные собрания. Наветы на безобидного слепца подвести под статью не удавалось, и его отпускали.

В середине ХХ века просто хранить веру уже было подвигом: живя в постоянном страхе и испытаниях, выстаивать нелегко. И конечно, люди надеялись на хоть малое просветление. Один из чад батюшки спросил: «Когда-нибудь будет изменение жизни к лучшему, чтобы за верующими не гонялись?». Старец ответил, что будет, только нужно дожить до девяностых годов.

Какие гости идут!

Схимонахиня Питирима (Мурзина) побывала у отца Кости дважды. О своих посещениях она рассказывала так:

- Работала я учителем в Уметском районе. А там зашел разговор, что в Кирсанове, в лесу живет старец Константин Слепенький. Я уже о старцах немножко знала, решила поехать к нему. Были пасхальные дни. Ко мне приехала мордовская Мария, сестричка духовная, и мы с ней около двадцати километров пешком прошли, чтобы добраться к нему. Нашли, где он живет, в лесу. Приходим, а сестра его встречает на пороге. Спрашиваем: «К вам можно?». Она кивает: «Можно. Отец Костя вас давно ждет, говорит: «Ступай встречай, какие гости ко мне идут!». Мы зашли, запели «Христос Воскресе!», и еще что знали пропели. Он заплакал. «Ну вот, сеструшка, видишь, какие ко мне гости пришли. Пасху поют!». Посидели, поговорили, порадовались и ушли.

А потом я еще раз у него была с одной учительницей Анной Васильевной, она в начальных классах работала, я в старших. У нее брат пропал на фронте, жив или нет, не знает. «Вот спросишь, - говорю, - как он, как за него молиться». Старец всех звал «дяденька» и «тетенька». Меня подзывает: «Тетенька, подойди ты». Я подошла. Он так потрогал: «О, хорошо, рукавчики длинные. В платочке». А Анна Васильевна подошла раскрытая, рукава до локтей. «А ты что, тетенька, у тебя короткие рукавчики и платочка нет. Надо ходить в платочке». Потом говорит: «Вы знаете озеро Байкал?». Мы отвечаем: «Да, знаем, по карте, изучали». - «В нем вода чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. А вот так шел эшелон и весь ушел в озеро». Так гостья поняла, что брат с этим эшелоном и погиб.

У черты вечности

В последние годы жизни отец Костя перебрался в пригород Кирсанова Шиновку. Перед кончиной старец говорил мало, людей принимать перестал.

Умер отец Костя 28 июня 1959 года, на праздник Всех святых. Похоронили старца в древнем склепе, слева от входа в Космодамиановский храм. Позже на могилке выложили крест из кирпича на земле, так как в то время кресты часто ломали безбожники. В середине 90-х, когда, как предсказывал подвижник, была провозглашена свобода вероисповедания, на его могиле был установлен крест.

Александра Михайлова. При подготовке статьи использованы материалы книги «Кирсанов православный»