Схимонахиня Серафима

Схимонахиня Серафима

Имя дивной старицы Серафимы Мичуринской прославилось по всей России. Земным уделом матушки было служение: забота о семье, послушание старцам, жертвенность ради простых мирян.

Избранница Божия

Будущая подвижница родилась 1 ноября (по старому стилю) 1890 года  в городе Лебедяни Тамбовской губернии. При святом крещении получила имя Матрона. Происходила она из крестьян, поэтому с юных лет приобщалась к труду и научалась крепкому народному благочестию. Как бытовало повсеместно в Российской империи в те времена, главное богатство и украшение семьи составляли дети. Так и родителей богоизбранной девочки Поликарпа Васильевича и Екатерины Максимовны Зайцевых окружало восемь ребятишек. Семья жила бедно, и детям с ранних лет приходилось работать у богатых людей.

В Лебедяни были сильны православные традиции. На почти шесть тысяч семьсот жителей в городе приходилось семь храмов, а в окрестностях располагались Троицкий мужской монастырь и Дмитриевская обитель. Духовная атмосфера пронизывала весь уклад жизни горожан. Здесь почитались все церковные праздники, в домах уделялось значительное время молитве, душеполезному чтению и беседам. В этой благодатной среде многие явились праведниками, а из праведников воссияли великие угодники Божии.

Еще в отрочестве проявилось, что Матрона отмечена особой благодатью. Об этом даже несознательно кричали мальчишки, дразня ее: «Монашка, монашка!». А в двенадцать лет она впервые обнаружила провидческий дар. На улице играли девчонки, вместе с ними забавлялась одна девушка. Матрона подошла к ней и сказала: «Ты тут с нами бегаешь, а к тебе свататься жених из Москвы приехал». И впрямь – все до словечка подтвердилось.

Семейный очаг

В 1910 году Матрона Поликарповна обвенчалась с Кириллом Петровичем Белоусовым в Христорождественском храме. Благочестивое супружество скрепилось появлением на свет троих детей – Александра, Ольги и Михаила.

Еще до революции семья переехала в город Козлов (ныне Мичуринск). Жили неприметно, были по-крестьянски хозяйственными и набожными. Внешне ничем не примечательная простая русская женщина между тем вырастала в великую подвижницу: усердно посещала богослужения, непрестанно молилась и строго постилась, щедро подавала нищим.

Как показывает пример матушки Серафимы, да и многих других подвижников, стяжать благодать можно не только будучи отшельником. Жизнь в браке отнюдь не помеха святости. Когда чета стремится к христианскому идеалу, когда супруги ценят друг друга, когда каждый отвергается себя ради второй половинки и детей – это богоугодно. Матрона Поликарповна высоко ставила послушание семье: «Сначала за семью спросится, а потом за все остальное». Кирилл Петрович, в свою очередь, всегда уважал глубокую религиозность жены, беспрекословно отпускал ее на богомолье и радушно принимал ее духовных чад в своем доме. Он часто уступал другим это драгоценное время общения, что тоже своего рода подвиг для мужа и отца.

Молитва и дело

В 1934 году Белоусовы переехали в Воронеж. Во время войны руководство страны разрешило открывать храмы: было необходимо как минимум поддержать национальный дух. Среди верующих развернулась активная деятельность. Ярко проявила себя и Матрона Поликарповна. Она возглавила религиозную общину, которая ходатайствовала о передаче Никольского храма г. Воронежа «в бессрочное и бесплатное пользование для совершения богослужений». Вопрос был решен положительно, и началось восстановление порушенной святыни. В это время матушка понесла много трудов и много молилась. И вскоре среди военной разрухи, во время скорби и отчаяния засиял в городе спасительный маяк, место отрады и утешения. За усердие матушке были пожалованы грамота и книга от архиепископа Воронежского Ионы.

Во время войны старица ободряла людей, ревностно исполняла и гражданский долг. Так, она организовала сбор средств на нужды армии и фронта, за что тоже получила высокую награду – грамоту от Иосифа Сталина. Однажды, когда не было воды, матушка из одного чайника напоила множество воинов. А за неделю до Победы провозгласила: «Звоните во все колокола: мы победили!».

Пламя веры

Во время войны, когда немцы вошли в Воронеж, матушка вместе с мужем, дочерью Ольгой и тремя внуками вышли из города. Как беженцы они ничего лишнего с собой не взяли. Кирилл Петрович вез салазки, матушка шла с иконой Скорбящей Божией Матери в руках.

В дороге утомились и решили передохнуть в одном из деревенских домов на линии фронта, где территория еще не была занята немцами. Дети плакали: «Бабушка, мы есть хотим», но покормить их было нечем. Матушка успокаивала: «Сейчас, сейчас, ребята, мы вас накормим». Взяв в руки икону Божией Матери, она вышла в другую комнату. Там, упав перед иконой Царицы Небесной, со слезами просила ее заступления и милосердия. Во время пламенной молитвы матушки от крыши дома до неба образовался огненный столб. Прибежал милиционер: «Что у вас тут происходит?». Не обнаружив ничего подозрительного, успокоился. Прошло совсем немного времени, и в дом стали приходить добрые люди. Каждый из них что-нибудь да приносил: квашеную капусту, распаренный овес… Дети наконец смогли поесть и отдохнуть.

Матушка говорила: «Чистая молитва, когда идет от чистого сердца, проходит через небеса, прямо к престолу Божию».

Высокая духовность

Духовная жизнь Матроны Поликарповны проходила в неразрывной связи с Оптиной пустынью. Окормлял подвижницу старец Анатолий (Потапов), у которого она многому научилась. Матушка пребывала в тесном общении и с другими духоносными современниками. Одним из них (предположительно схиигуменом Митрофанием (Мякининым)) Матрона Поликарповна была тайно пострижена в монашество и наречена Марией.

Вернувшись в Мичуринск в 1946 году, старица приняла на себя и заботы по окормлению мирян. Как любящая мать, она радушно встречала и своих духовных чад, и новых посетителей, простирала свою любовь и дальше – на весь мир. Не однажды она предостерегала от беды, иносказательно предрекала будущее во укрепление веры, исцеляла больных. Много слезных прошений вознесла матушка о ближних своих перед особо чтимой келейной иконой Божией Матери «Взыскание погибших». А ведь заблудших душ в безбожное советское время действительно становилось все больше, и нужно было их обращать к спасению.

В 1962 году, уже после смерти мужа, матушка приняла от иеромонаха Власия (в будущем схиархимандрита Макария (Болотова)) великую схиму с именем Серафима (с греч. – Пламенная). По рассказам отца Макария, старица была удивительным человеком. Всегда она говорила житийным языком, цитировала святых отцов, хотя и была неграмотной. Все открывалось ей по благодати Божией.

Схимонахиня Серафима отошла ко Господу пятьдесят лет назад – 5 октября 1966 года. Десятки свидетельств уверяют, что схимонахиня Серафима и по смерти не оставляет своим попечением обращающихся к ней. В день памяти матушки к часовенке стекаются верующие из разных мест святой Руси, да и в будни этот поток не иссякает: кто-то обязательно молится у могилки чудотворицы. Как «всеродной», бесконечно любящей матушке люди изливают и скорбь, и радость. И получают помощь, утешение, отраду.

Подготовлено по книге Валентины Лесковой «Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима (Белоусова)»