Бабушка Куля

В селе Большая Липовица Тамбовского района по наши дни живет память об одной местной подвижнице – старице Акилине. До сей поры известно о ней было немного, но по милости Божией проведенное исследование пролило свет на факты жития сей избранницы Божией.

Акилина появилась на свет 7 июня 1885 годав крестьянской семье Ерохиных, проживавшей в селе Серебряково Тамбовского уезда одноименной губернии. Родители Галактион Тимофеевич и Евдокия Нефедовна недолго опекали дочь. Уйдя из земной жизни, они могли лишь вверить Богу заботу о сироте. Отроковицу взял на свое попечение один благочестивый мужчина по имени Тихон Авдеевич. То был человек высокой духовной жизни – старец. Девочка, по обычаю, начала заниматься в школе. Но, как она позже рассказывала своим чадам, ее букварь «телок сжевал». Однако Акилина, прислуживая старцу, получала гораздо более ценные знания и обучалась «духовной грамоте» – смирению и послушанию, нестяжанию и молитве.

Когда воспитанница достигла 16 лет, названный отец выдал ее замуж. 11 ноября 1901 года священник Вениамин Никольский обвенчал Акилину с крестьянином села Большая Липовица Ильей Андреевичем Федотовым в большелиповицкой Троицкой церкви. Илья принял супругу в свой дом – кирпичную беленую мелом хатку на улице с поэтичным названием Красавка. С этих пор молодая хозяйка стала вести внешне ничем не примечательную жизнь обыкновенной сельской женщины на деревянной Руси: хлопотала по дому, ухаживала за скотиной, растила детей. Господь порадовал чету Федотовых рождением шестерых чад: Романа (1902 г.р.), Димитрия (1904 г.р.), Михаила (1905 г.р.), Параскевы (1907 г.р.), Елены (1909 г.р.), Стефана (1911 г.р.). Однако не обходили стороной и скорби: не прожив даже по году, скончались младенцы Димитрий и Параскева.

И в горе, и в радости добродетельная женщина памятовала о Боге и о спасении души. Вера была для Акилины твердым камнем, на котором она созидала весь свой жизненный уклад. Она никогда не оставляла молитвы, радела о благочестии, посещала богослужения в большом каменном храме Пресвятой Троицы, с боковыми приделами в честь трех святителей (30 января) и святителя Петра, митрополита Московского.

Семейная жизнь четы Федотовых продлилась недолго. Господь призвал к Себе Илью молодым: когда труженик, работавший у барина Никитина, отдыхал в хозяйской риге, по неосторожности местных ребятишек случился пожар. Мужчина получил сильнейшие ожоги. Успев обменяться последним «прости» с супругой, страдалец скончался по дороге в больницу 25 июля 1912 года.

На руках молодой вдовы оказалось четверо ребятишек мал мала меньше. Свою боль пришлось затаить да поднимать детей, и тогда Акилина нанялась охранять сад у местного священника отца Вениамина Никольского. Здесь ночами молилась, молилась, молилась. Горячо и самозабвенно.

Через год осиротевшее семейство постигла новая скорбь: один за другим умерли младшие дети – Елена и Стефан.

Акилина могла черпать силы пережить испытания только в молитве. Укрепляли ее на трудном жизненном пути и старцы, с которыми она находилась в постоянном духовном общении. В родной Большой Липовице она посещала прозорливца Киприана. Овдовев, ходила на богомолье – в Киев, в Саров и Дивеево, где тогда подвизались монах Анатолий и блаженная Мария. Важным событием в жизни рабы Божией Акилины стало участие в торжествах прославления святителя Питирима в 1914 году.

Скоро в России перевернулся весь привычный уклад жизни. Революционные потрясения, коллективизация, война – естественно, все эти скорби ХХ века Акилина Галактионовна претерпевала вместе с соотечественниками. Постигали ее и личные беды.

Из родных детей совершенных лет достигли только двое сыновей – Роман Ильич и Михаил Ильич. Оба создали свои семьи. Роман Ильич вместе с супругой Александрой Петровной остался жить в родительском доме, а Михаил Ильич, связавший свою жизнь с Пелагеей Тимофеевной, получил надел из бывших барских угодий. Век и этих чад Акилины Галактионовны был недолог: Роман скончался еще до Великой Отечественной войны, Михаил умер в 1942 году от ран, полученных в боях.

На склоне лет у Акилины Федотовой остались только внуки да снохи. Александра Петровна, жившая вместе со свекровью, в 1933 году родила внебрачного сына, а вскоре вновь вышла замуж. Ребенок же остался на попечении неродной бабушки.

Старушка и мальчик некоторое время жили одни в той же небольшой каменной хатке на Красавке. Среди простецкой деревенской обстановки особо выдавался в этом пристанище сирых по старинке полный угол икон, перед которыми ежедневно предстояла богомольная крестьянка.

Когда у Александры Петровны погиб второй муж, она вновь прибилась к надежному островку, каковым являлся домик свекрови. Повзрослев, названный внук Акилины Галактионовны женился и построил недалеко собственный дом. А бабушка и мать остались вдвоем. Женщины вели незатейливое хозяйство, имели коз и кур. Жили тихо и неприметно, хотя стремления их разнились: у одной на уме небесное, у другой – земное. Александра Петровна отличалась резким характером, и своего недоброжелательного отношения к старой домочадице она не скрывала. Но старица никогда не осудила свою опекуншу, напротив, по-христиански смирялась и терпела. Молитвенница жила в миру, но – над миром. Вся в устремлении к Небесному Отечеству, в которое приводят чистота сердца, молитва, безропотное перенесение скорбей и поношений.

По виду своему рядовая крестьянка, Акилина Федотова совершала ежедневный подвиг стояния в православии. Под напором новой власти, с разрушением в 40-х годах сердца села – храма – она затаила живую веру в своей душе. Пока действовали тамбовские церкви, селянка преодолевала путь в 30 километров до города ради того, чтобы присутствовать на богослужении.

В том, что старица Акилина была великой молитвенницей и прозорливицей, уверяет немало свидетельств тех, кто стал считать ее наставницей и называть уж совсем по-родному: «тетя Куля» и «бабушка Куля».

Одной из близких чад матушки Акилины была Мария Никитична Мурзина (в схиме Питирима). Как она рассказывала, старица много помогала ей своими молитвами и советами. А когда Мария Никитична посетила отца Севастиана Карагандинского, тот высоко отозвался о большелиповицкой праведнице. «Скажи мне: куда из кадила идет дым?» – спросил подвижник. Посетительница ответила: «Вверх, к небу». – «Вот так и ее (матушки Акилины) молитва». Старец снова образно спросил: «Скажи, как корабль держится, чтобы не покачнулся?». Мария Никитична отозвалась: «Якорь опускает». – «Вот такая ее вера», - торжественно произнес батюшка.

Яркий пример прозорливости матушки Акилины сохранила в памяти монахиня Сергия (Едапина). Вязала она пуховый платок в 700 петель, а параллельно упражнялась в молитве. Долго твердила: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешную» - надоело. Принялась читать «Святый Боже» - надоело. Начала повторять «Богородице Дево, радуйся» - надоело. Так и оставила всю работу. На другой день навестила она старицу. Та и говорит: «Люб, со мной вчера искушение было: я Иисусову молитву читала – надоело, Святый Боже – надоело…». Посетительница сразу призналась: «Теть Куль, я тебе по-честному говорю, это со мной было, когда я вчера вязала платок». Но мудрая наставница покрыла ее стыд любовью: «Нет, у меня было такое искушение».

Своим близким подругам старица часто повторяла: «Девчонки, какие вы счастливые, в каком вы граде живете! Здесь Матерь Божия Тамбовская, святитель Питирим охраняют. Из Тамбова никуда».

По благословению иеромонаха Власия (впоследствии схиархимандрита Макария (Болотова)) схимонахиня Питирима постригла рабу Божию Акилину в послушницы. 12 декабря 1971 года скромная сельская бабушка и вместе с тем великая молитвенница отошла ко Господу. Сегодня многие верующие люди убеждены: имя старицы Акилины достойно того, чтобы быть прославленным в нашем крае. 

© Александра Михайлова   

Галерея