Чувства добрые я лирой пробуждал

А.С. Пушкин

В этих словах выразилась вся суть творчества великого русского поэта Александра Пушкина.

220 лет отделяют нас от той радостной минуты, когда русская земля в сердце своем – в Москве – встретила непревзойденного народного певца. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года (по старому стилю – 26 мая) в день Вознесения Господня, и так совпало, что его 220-летие пришлось тоже на этот праздник. Поэт и Пушкин – в России это почти синонимы. Имя Александра Сергеевича входит в наш кругозор с самых малых лет и сопутствует нам в течение всей жизни. Пушкинское поле невероятно широко: сказки, пьесы, поэмы, повести, романы, исторические труды и, конечно, лирика на самые разные темы. О чем только он не писал – вера и любовь, война и мир, верность и предательство, долг и преступление, природа и человеческий быт. В его наследии таится целая палитра чувств – от священного трепета до земных страстей, от вдохновения до озорства. Пушкин зорок, универсален, всеохватен, и недаром «Евгения Онегина» в литературоведческой науке назвали энциклопедией русской жизни.

Александр Сергеевич считается основоположником современной русской словесности. Опираясь на древнерусскую, античную и западную литературу, на старославянский язык, обыденную речь и диалекты, он выковал легкий слог. Мастерски пользовался как книжной лексикой, так и просторечной. Столь ладно подгонял рифму, ритм, находил такие неожиданные образы, что его строками можно лишь восхищаться:

На тихих берегах Москвы,
Церквей венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Многие фразы из произведений Пушкина стали афоризмами: «Мы все учились понемногу», «Жалок тот, в ком совесть нечиста», «Любви все возрасты покорны» и т.д. Они ушли в народ и прижились наряду с пословицами – как часть общенациональной мудрости.

Гениальность Александра Сергеевича, безусловно, великий Божий дар. Пушкина называли солнцем русской поэзии и отцом современного русского литературного языка. Но в подлунном мире тот, кому многое дано, идет по чрезвычайно тернистому пути.

Всю свою жизнь поэт страдал от банальной нехватки средств. Морально опустошали поэта интриги, доносы, разбирательства с шефом жандармов Бенкендорфом. Горячность литератора в политических суждениях и в отношениях с власть имущими не раз становилась предлогом для ссылок в отдаленные имения. Вначале он бунтовал, но впоследствии увидел в этом и светлые стороны:

Здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

Поводов к пересудам добавилось, когда неказистый стихотворец обвенчался с первой красавицей света Натальей Гончаровой. В конце концов, общественное мнение, записавшее Пушкина в «рогоносцы», и привело поэта к роковому финалу – к дуэли с Дантесом. Поединок считается Церковью смертельным грехом. Однако ж в дворянской среде дуэли прочно укоренились и служили единственным средством отстаивания чести, которая ценилась дороже карьеры и самой жизни. Уклониться от дуэли значило подписать себе позорный приговор в глазах всего окружения. Преемник писателя Михаил Лермонтов положил вину за трагедию Пушкина именно на светское общество, в своих словах он был резок и категоричен: «Свободы, Гения и Славы палачи!».

И все-таки, несмотря на столь ужасный исход, Господь даровал Своему избраннику возможность искупления. Два дня раненый терпел жесточайшие муки, на смертном одре он принес покаяние и почил как христианин. «Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел», - сказал отец Петр, напутствовавший Александра Сергеевича.

Что такое поэзия? Это изящная словесность. Казалось бы, какой прок от нее в обыденности, в реальной жизни с ее будничными потребностями: что есть, что пить и во что одеться. Но! Поэзия способна воодушевить на подвиг, вдохновить на доброе дело, утешить в скорби, украсить праздник. Недаром, будь мир или война, рядом с человеком всегда льется песня – стихи в монолитном соединении с музыкой.

Основа основ творчества Пушкина – христианская мораль. Есть в его наследии чудесные стихи на религиозные темы: «Пророк», «Птичка», «Два чувства», «Мирская власть», «Отцы пустынники и жены непорочны», но в большинстве он подспудно вплетал заповеди Божии в свои светские произведения.

Так, например, показательна развязка романа в стихах «Евгений Онегин». Татьяна открыто сказала Евгению: «Я вас люблю (к чему лукавить!), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Финал разочаровал многих современников, привыкших к сентиментальным повестям. Однако Пушкин поставил закон превыше страсти, верность превыше преступной любви. Для героини ее выбор фактически становится подвигом, она думает прежде всего не о себе, а о своей семье, о ближних, – и в этом она благородна и прекрасна.

К чести поэта, он поднялся над государственной системой и сословными предрассудками в «железный век», когда был весьма суров закон, процветало крепостничество и для подавляющего большинства были непреодолимы ступени социальной лестницы. Исключительную важность для Александра Сергеевича имела справедливость, поэтому он так истово воспевал свободу – возможность выбирать себе путь по праву своей совести и таланта, а не по приказу или наущению. Характерно, что в художественном мире Пушкина противовесом выдающейся личности – царю или влиятельному вельможе – выступает народ. Это не легко управляемая толпа, а соборный ум. Недаром в исторической драме «Борис Годунов» значительная роль отведена массам, и столь показательна завершающая ремарка: «Народ безмолвствует».

Пушкин видел в человеке человека, уважал его достоинство и его взгляды, в каких бы условиях тот ни находился. С равным уважением в произведениях говорится о дворянине и крестьянине, о русском и цыгане. Здесь только одно условие: если человек – достойный.

А случалось, что на примере своих героев острослов высмеивал пороки и глупость. Причем жанр пародии ему тоже удавался прекрасно. Но, в конечном счете, и это было ради облагораживания читателей, ради отвращения от пагубных страстей и пробуждения высоких чувств.

Александр Пушкин вот уже два века «любезен народу». Он – свой для ребенка и для взрослого, для верующего и для скептика, для ученого и для обывателя. Каждый находит в его наследии нотку, созвучную своему сердцу. Поэт явил целый кладезь тем и образов, из которого до сих пор черпают музыканты, художники и даже писатели. Но его имя ярче всех сияет в великолепном созвездии русской словесности.

Александра Михайлова