Один раз увидеть

Когда я пришла на интервью в мастерскую кандидата педагогических наук, профессора, известного тамбовского иконописца Михаила Никольского, со всех сторон меня окружили образа, большинство из которых было создано кистью мастера. Среди его работ пристальное внимание привлекли небольшие картины с духовным сюжетом. Показывая на одну из них, я спросила: «Это рай?». Возникла торжественная пауза, и автор изумленно спросил: «Как вы догадались?». Пришлось, пожав плечами, растерянно ответить: «Так, деревья, птички…». Улыбнувшись, собеседник сказал прямо: «Вы первая, кто это понял без подсказки». А понимание пришло не от разума – от души, от какого-то неосознанного, «встроенного» чувства, которое сложило знакомые образы в один новый.

Православная Миниатюра

Михаил Викторович именно так и объясняет эту ситуацию. В прежние времена, воспитываясь в вере с детства и прекрасно зная церковные каноны, человек мог «читать» иконы. Теперь же ниточка прервалась, и чтобы понять многие символы, нужно специально изучать язык иконографии, вникать в духовные смыслы содержания. Но для наших читателей изограф согласился раскрыть особенности того особого направления искусства, которое называется православной миниатюрой.

- Михаил Викторович, что это за жанр: православная миниатюра? Как он возник?

- Православная миниатюра существовала всегда. Это знаменитые иллюстрации из духовных книг и из печатных источников, которые посвящены жизни церкви. Отдельный жанр представляют многие лубочные вещи. Здесь изображается все то, что невозможно внести непосредственно в иконопись. Потому что икона существует для молитвы, для помощи человеку в соединении с Богом. Икона ничего не рассказывает, ничего не изображает, она являет некий духовный мир. Повествованием икона занимается только опосредованно. А миниатюра – непосредственно. Это своеобразный духовный рассказ в картинках для светского человека, но на церковном языке. Такой духовный рассказ тоже необходим. Здесь могут быть запечатлены люди не святые, однако активно участвующие в жизни церкви. Например, на росписях в соборе Казанской иконы Божией Матери на Красной площади мы видим Патриарха Алексия, известных деятелей Церкви, которые на то время здравствовали. Сейчас тоже к этому приходят: некоторые монастыри прибегают к миниатюре, иллюстрируя свои патерики.

С точки зрения художественной миниатюра важна тем, что в ней присутствует очень детальная проработка, там не может быть взята идея в целом, в общем. Миниатюра требует детализации всегда. Это ее принципиальное отличие. Миниатюра – как правило, маленькое изображение, но оно может быть и на очень больших размерах.

Активнее всего, безусловно, миниатюра развилась, когда была запрещена иконопись. Это Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино – четыре основных русских промысла, в традициях которых создаются изображения на шкатулках эпизодов из сказок, нерелигиозных персонажей.

Миниатюра стала искусством самоценным, но к нему, к сожалению, редко обращаются, потому что, как правило, иконописцы заняты, а художники пытаются показать свой личный мир. Однако я думаю, за ней все-таки будущее, так как Церкви в изобразительном плане есть что сказать. Создан гениальный иконописный язык, и он спокойно ложится на язык светский. Ничего зазорного, если некий пластический иконописный ход приходит на холст и каким-то образом получается взгляд со стороны.

- От икон отличие ясно. А чем от живописи, от картин на духовные темы отличается миниатюра?

- В миниатюре всегда присутствует декоративность и плоскостность. Там нет светотени. В картине можно передать воздух двумя-тремя мазками, а здесь никакой живописи воздуха нет, все четко, лаконично, как в иконописи. Закрытые силуэты, замкнутость композиции в отличие от картины, где может быть разомкнутость. Речь идет о разных изобразительно-выразительных языках.

- Какое место миниатюра занимает в творчестве художника?

- В миниатюру художник может свое внести ощущение, рассказать, как он это видит. В иконописи воображение запрещено, а здесь воображение допустимо. Духовное воображение. И в то же время появляется возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

Например, можно рассказать, как празднуют Пасху в Тамбове. В иконописи изображается храм, но там присутствует его вселенская идея. А здесь – тамбовские нюансы, лица, пейзажи. Здесь условные цвета, условные средства.

- Значит, в данном случае преобладает свобода творчества, или все-таки существуют какие-то границы?

- Свобода творчества. К примеру, в иконописи черный цвет не используется, разве что где-то в отделке. А черное с золотом – праздник. В миниатюре это можно показать, все ограничения исчезают. Единственное: в ней не должно быть греха. То есть придерживаться следует только обыкновенных нравственных рамок.

- Обратимся к Вашим произведениям. Помогите «прочитать» их поподробнее.

- Одна из первых миниатюрных работ называется «Рай». Это то, что, как мне кажется, мы знаем о рае. У меня сложилось впечатление, что рай прочитывать нужно так. Он не открыт для нас, но какие-то мосточки к нему есть. Для меня это проповедь и благословение Христа, поэтому здесь изображена рука в благословляющем жесте с надписью «Иисус Христос». Какой Он сейчас, мы не знаем, но мы знаем, что Он нас ведет по жизни. Восемь деревьев символизируют количество дней творения, в которые формируется рай, и вечный восьмой день. По числу пучков на деревьях можно понять, какой это день. Все они написаны по золоту, по нему идет лиссеровка райских кущ.

Дальше – апостольская проповедь: двенадцати апостолам соответствуют двенадцать белых голубков. Годы жизни Христа – 33 мелкие веточки, которые разбросаны по формату. Небо белое, но там заложены все семь оттенков светового спектра: малахитовый, голубоватый, сиреневатый и так далее. Написана миниатюра яичной темперой.

Сюжетика не нова. Если посмотреть изображение разбойника в раю, то мы увидим: стоит разбойник, который первым вошел в рай, с небольшим крестиком, а сзади него – райские кущи. Мы знаем, что рай светлый, прекрасный. Но красоту передаем через символ, мы ни в коем случае не должны рисовать себе картины. Причем чем символ проще, тем лучше, потому что он становится универсальным и каждый может прочитать его по-своему.

- Вот эта миниатюра берет за душу. Здесь такое изобилие раннехристианских символов…

- Работа называется «Все еще впереди». Апостолы проповедовали миру и были уверены в своих словах, но через что они прошли, здесь и показано. Это темница. Зритель находится как бы внутри. Он видит деревянный пол, обшарпанную стену, ощущает закрытое пространство. Но есть маленькое окошко в чистый светлый мир, которое говорит о надежде, о том, что все должно измениться, что христианство станет легализованным. Окно – еще и образ открытой религии. Символы – аббревиатуры имени Христа, крест, рыбка. Христиане рисовали эти символы и стрелку, указывающую, где люди собираются на молитву. Эта миниатюра написана маслом, чтобы добиться эстетической выразительности, эффекта страшной шершавой стены.

Православная Миниатюра

- У меня возникла другая мысль: мученики заключены в темницу, но для них открыто окно в рай. Скоро они будут свободны.

- И это очень ценно. Мне часто говорят: пиши к своим работам комментарии. Но то, что я сказал, не последняя истина. Наоборот, чем больше чтений, тем лучше. Классическим произведением считается то, в котором в каждое время открываются свои смыслы, хотя говорится об одном и том же.

- Необычное изображение Спасителя Вы тоже относите к миниатюре?

- Работа сродни иконе, это собирательный образ Бога, но только в контексте православия, здесь нет экуменического микса. Так я себе представляю Христа будущего века, когда Он придет судить мир. Строгий лик, как на древних иконах. Господь же смотрит на то, что мы грешим. И в данном случае Он идет как Судия. Прошел этап, когда Он был агнцем, принял зрак раба. Мы видим Его уже в золотой одежде с белым свечением. Присутствуют все основные символы Христа. Здесь именно воплощение Бога, не прочтение какого-то евангельского сюжета, а ощущение Бога. Здесь нет крестчатого нимба, нет нюансов, а только образное прочтение. Но иконографию Христа мы угадываем: волосы, борода, равносторонний треугольник, колесо, где заложена монограмма Христа, символ рыбки, надписи: Царь славы, ника – Христос как победитель. Икона написана по доске, которая осталась от старинной иконы.

Православная Миниатюра

- А почему лик такой темный?

- Дело в том, что, как передают святые отцы, первое ощущение от фаворского света, оно темное. Если взглянуть, например, на икону Успения Пресвятой Богородицы, то Христос с душой Своей Матери идет из некоего темного пространства. То же самое – Преображение Господне.

- Фон, как я понимаю, перламутровый. В этом тоже скрыт определенный смысл?

- Фон, очень сложный, малахитовый, оранжевый, белильный, выступает как символ рая. Христос идет с небес. Он является родителем рая, от Него распространяется свет, на Него смотреть нельзя. В данном случае самый богатый белый цвет решается через перламутр. В иконописи допустимы такие фоны, но в данном случае он активно выраженный, чтобы показать пусть плоскостное, декоративное, но свечение.

- И напоследок. Кто сегодня занимается православной миниатюрой?

- Активнее всего Саввино-Сторожевский монастырь. В нем создаются великолепные иллюстрации обители. Я не могу назвать в данном случае автора, потому что там действует художественный совет: один мотив подобрал историк, другой химик, третий дизайнер, четвертый придумал сам художник. И таким образом выкристаллизовывается идея. К этим произведениям уже ни убавить, ни прибавить. Также на любой выставке существует некая духовная тематика, просто понятие миниатюра размытое, нет четких клише. Безусловно, в контекст попадают все художники Палеха, Мстеры. В Троице-Сергиевой Лавре таких вещей много. На всероссийских выставках они встречается. К этому делу подключились и все художники нашего объединения «К Свету». Поэтому мы будем развивать православную миниатюру.

- Успехов вам в этом начинании. Благодарю за интересную беседу.

Беседовала Александра Михайлова