Когда жизнь на двоих

День святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, который теперь празднуется на государственном уровне, призван, прежде всего, напомнить о святости любви и благочестивом супружестве.

Как много в этом слове

Супружество. Насколько это слово прекрасно и благозвучно. Смысловое значение его несет оттенок упоминания о возвышенной, таинственной, сакраментальной сущности союза мужчины и женщины. В наши дни оно, увы, легко заменилось краткой и деловой номинацией «брак». Так язык или, скорее, его носители в своей речи отражают процессы, происходящие в обществе. Вся подчас несерьезность отношения к семейным узам даже стала выражаться в ироническом замечании: «Хорошее дело браком не назовут».

Под венец с незнакомцем

Давно прошли те времена, когда юноша испытывал трепет, увидев мелькнувшую из-под длинной юбки ножку девушки, и когда девушка вздрагивала от легкого прикосновения юноши к руке. Теперь с превеликим ужасом и непониманием мы смотрим на картину «Неравный брак» или читаем реплику фонвизинской бригадирши: «Мы друг о друге и слухом не слыхали. Я с ним до свадьбы от роду слова не говорила, и начала уже мало-помалу кое-как заговаривать с ним недели две спустя после свадьбы». Мы привыкли поминать, сколько искалеченных судеб явилось из-за того, что супружество в стародавние времена было практически неразрывным союзом, что приходилось уживаться с немилыми и тосковать по любви. Да, все эти доводы имеют под собой весьма веские основания.

Но есть в старинных методах сватовства и рациональное зерно. Будущую чету, как правило, формировали родители. Они обращали внимание на родовитость, на поведение близких и наличие врожденных болезней, на достаток, на характер жениха или невесты. Это во многом уберегало от проблем, с которыми сталкиваются современные молодые люди, увлеченные друг другом и невнимательные к подобного рода нюансам. Супружество соединяло людей навек, и отношение к нему было более ответственным – как к таинству. И то, что союз был неразрывным, давало прочные гарантии мужу и жене, которые если уж не морально, то юридически не могли друг друга оставить в беде, бросить без средств к существованию.

Брак – хоть как

В настоящее время супружество, вернее, по-нашему брак, совершается по-разному и с разными даже целями. Закон предоставляет право сожительствовать, заключить гражданский брак или совершить единственно полноценное бракосочетание – повенчаться. Существенное преимущество, которое дает современность, это возможность выбрать себе пару, грубо говоря, по своему вкусу. Фиктивный брак, брак по расчету или по принуждению – скорее, редкость, чем закономерность. Сегодня в большинстве случаев увенчиваются семейным союзом любовь или, по крайней мере, увлеченность. В конце концов, мужчине и женщине жить рядом, и лучше, если в основе их взаимоотношений будут нежные чувства.

 Но все же даже в плену Амура молодоженов не оставляет задняя мысль: если что – всегда есть возможность развестись. Наверняка немногие могут положа руку на сердце признаться, что и не думали о том. Это ли не свидетельство о легковесности отношения к супружеству. А такое дикое порождение потребительской цивилизации, как брачный договор, вообще стирает грани любви и доверия. Людьми зачастую правит эгоизм – первостепенная причина всех семейных драм. Дежурная формулировка «не сошлись характерами» принимается во внимание даже в такой серьезной инстанции, как суд. Потому-то и статистика у нас такая жуткая: едва ли не на каждую вторую свадьбу приходится развод.

Не так все печально

Не надо нагнетать, не так уж у нас все и плохо, - возразите вы и будете правы. Есть немало семей, где несмотря ни на что сохраняются любовь и согласие между супругами, где со всевозможным усердием воспитывается молодое поколение. Семья и дети являются главными ценностями в жизни для большинства членов современного общества – об этом свидетельствует мнение 69,3 процента респондентов, участвовавших в опросе «Тамбовского курьера» в соцсетях.

Замечательным примером служат современные семьи священнослужителей, где любовь и верность друг другу хранятся до гроба. Эти люди считают семью малой Церковью, брак принимают как Божие благословение. И при всех житейских несуразицах, непонимании, ссорах, от которых никуда не деться, следуют заповеди Христовой: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Ум и сердце

Зачастую в семье многое зависит от женщины. Мужчина скорее ориентирован на дела и работу. Дом же созидается матерью, которой нельзя сорваться, уехать, заболеть. Если супруг озабочен тем, на что содержать домочадцев, то супруга – как содержать. Не зря же наш мудрый народ подметил: муж – голова, жена – сердце. Ни без того, ни без другого фактически невозможно жить.

Климат в отношениях, однако, формирует женщина, с ее чутким сердцем и созерцательным умом. Обратимся, например, к образу святой княгини Февронии. Она, будучи крестьянкой по происхождению, сумела вызвать у высокородного мужа не только уважение, но и любовь. Чем? Смирением, мудростью, тактом и тоже проявлением любви.

Рецепт счастья

Общеизвестно, что семейная жизнь – это подвижничество, жертвенность, отвержение себя в заботах о близких. И только обоюдное. Конечно, это в теории и в идеале, но неимоверно трудно явить в ежедневной практике.

Обратим внимание на живой опыт тех, кто имеет солидный супружеский «стаж». Каким «рецептом счастья» пользуются они?

- Многие мне говорят: счастливая, - поделилась Вера Ивановна, отметившая изумрудную свадьбу. - А я отвечаю: счастье надо построить, чтобы быть в нем. Взаимное благорасположение должно быть, заботу и ласку нужно проявлять, внимание друг другу уделять.

- Надо жить друг для друга и друг за друга, - четко обозначил Алексей Павлович, 12 лет состоящий в браке. - Быть как пчелки, которые приносят в дом только хорошее и дарят друг другу только хорошее.

- Уступать друг другу, слышать и быть услышанным – это, пожалуй, главное, - считает Ольга Константиновна, которая замужем уже 17 лет. 

Надежда Леонидовна, в прошлом году отпраздновавшая серебряную свадьбу, уверена: «Главное в браке – целомудрие, оно себя оправдывает во все годы. Когда люди уважают, слышат, служат друг другу, тогда брак будет удачным. Как раз недавно прочитала книгу протоиерея Александра Торика «Аллея любви», и мне очень понравилась фраза: «Надо позвать третьим Господа». Ведь именно Он источник любви».

Если воспринимать брачные узы не как цепи, а как опору в жизни, тогда и приходит осознание, что нужно их трепетно беречь и «грести синхронно». Семейная жизнь – это как труд в саду, который в свое время в благодарность расцветет, одарит плодами и будет питать радостью.

© Александра Михайлова (Газета «Тамбовский курьер», 2015, № 27)