Каков твой вид издалека

Так повелось, что любой юбилей обращает наш пристальный взгляд к объекту внимания. В нынешнем году мы празднуем тысячелетие русского присутствия на Афоне. Вот поэтому, когда я обнаружила в домашнем архиве забытые старинные литографии святого полуострова, решила рассказать о них миру.

Горная гряда

Вид Святой Афонской горы с юго-западной стороны
Вид Святой Афонской горы с юго-западной стороны

Трепетно беру в руки карточку «Вид Святой Афонской горы с юго-западной стороны». С заломами, трещинами и пятнышками, аккуратно подклеенное сзади, но все же хорошо сохранившееся изображение на плотной бумаге. Его помню с детства, именно благодаря этой иллюстрации у меня появились первые знания об Афоне. Когда-то давно моя благочестивая, по-старорусски воспитанная бабушка Клавдия Васильевна, держа в руках литографию, своими рассказами уводила мое воображение в неизведанные дали, где живут монахи. Иногда она пела дивный духовный стих «Гора Афон, Гора святая». Совсем маленькая, я и тогда вдумчиво слушала тонкий голосок, выводящий простую протяжную мелодию и красиво сложенные слова. Так трогательно звучало: «Я не видал твоей вершины…». Мы, действительно, ее не видели и, не видя, любили. Вот какой удивительный факт! Кто бы мог тогда предположить, что через два десятка лет я своими глазами буду смотреть, пусть издалека и сквозь голубую дымку, на горную гряду, освященную присутствием Божией Матери.

Часто, уединившись, я пересматривала нашу коллекцию открыток и останавливалась на изображении Афона. Разглядывала зеленые вершины, море в волнах, россыпь построек на берегу и в скалах, кораблики с парусами, а надо всем этим – Покров Пресвятой Богородицы.

На надписи внизу раньше не обращала внимания, а теперь знаю, что здесь перечислены названия обителей: монастырь Хилендар, Заграф, Костамонит, Ксеноф, Руссик, Ксеропотам, Симонопетр, Григориат, Деонисиат, Св. Павла. Очень интересный штрих, примета времени – такая формулировка: «От С.-П.Б. Комитета Духовной Цензуры печатать разрешается 10 мая 1908 г.». Это свидетельство, что до революции любая публикация проходила согласование во избежание случайных неточностей и огрехов. Сохранились и выходные данные: «Хоромолитог. Е.И. Фесенко, в Одессе». Какими путями эта карточка попала с Черноморского побережья в Тамбов, неизвестно. Лично для меня с ней навсегда связан образ ее владелицы, доброй сказительницы из русских крестьян – моей бабушки.

Предание Горы Афон

Другая литография, возможно, из той же серии, лежала рядом. Местами утрачены краски, те же трещинки, помятости и пятнышки – следы времени. По углам сквозят дырочки от гвоздей – вероятно, когда-то изображение прикреплялось к стене.

Посещение Божиею Материю Св. Афонской Горы
Посещение Божиею Материю Св. Афонской Горы

Эта картина рассказывает церковное предание – «Посещение Божиею Материю Св. Афонской Горы». Богородица с апостолами прибыла на лодке к берегам полуострова и проповедует Евангелие под небесным покровом Спасителя. Скалистая местность в древние времена была населена язычниками, наверху видно их капище. Однако от него люди уходят и припадают к ногам Пресвятой Девы. Здесь столпились правитель, воины, простые жители и жительницы от мала до велика. Уже много позже, когда полуостров станет уникальной страной монашествующих, его будут населять исключительно мужчины. Появится традиция не принимать здесь женщин, чтобы не было и тени соблазна для иноков.    

Иллюстрация живописна, отличается яркими красками, нимбы над главами святых и ее обрамление золотистые, переливаются на свету. На ней также едва приметно написано: «От Моск. Дух.-Ценз. Ком. печ. дозв. 21 Января 1908 г. Ценз. Прот. И. Мансветов» и ниже: «Типо-литогр. И.М. Машистова. Москва». А на оборотной стороне отпечатаны крест и умилительная фраза по-славянски: «В дар и благословение Св. Горы Афонской». Как знать, может, в те годы карточка действительно освятилась в намоленных местах и была привезена неведомым русским паломником. Она, так же, как и мне в детстве, рассказывала целому кругу людей о далекой земле, куда лишь немногие могли добраться.

Эта литография сравнительно недавно перешла ко мне от схимонахини Питиримы (Мурзиной) – давней духовной наставницы нашей семьи. И теперь лик мудрой, любвеобильной матушки является в памяти всякий раз, когда я беру в руки тонкий листочек размером 11 на 13 сантиметров со святым изображением.

Таких иллюстраций уже не делают. Наравне со знаменитыми открытками Елизаветы Бем они могут быть признаны настоящими раритетами и напоминать нам о величии православной культуры, которая процветала в нашей стране век назад.

Александра Михайлова (Газета «Колокольный звон», 2016, № 5)