Божий дар

К двухсотлетию Федора Михайловича Достоевского

К двухсотлетию Федора Михайловича Достоевского

Имя «Федор» с греческого языка на русский переводится как «Божий дар». Федор Михайлович Достоевский действительно стал для России благословением. Он более чем гениальный писатель, он многогранен: философ, психолог, проповедник. Он не просто прославил русскую культуру в мировом пространстве, но напомнил погрязшим в суете и одержимым разрушительными идеями людям о Христе.

Осанна в вышних

Сколько бы ни сказать о незабвенном Федоре Михайловиче в рамках газетной публикации – будет мало, потому что его наследие неохватно. Творчество Достоевского стало мощной встряской для думающей публики. Искания, метания, страсти – в его книгах все на острие, подчас герои созерцают «обе бездны разом» и кидаются из одной крайности в другую. Писатель испытывает их обстоятельствами и отношениями. Он доводит до надрыва душу читателя – так же, как некогда сам перестрадал.

Федор Михайлович родился 30 октября 1821 года в Москве. Происходил он «из семейства русского и благочестивого». Первая серьезная книга, по которой дети Достоевских учились читать, – «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Впоследствии писатель признавался: эта книга была одной из тех, что поразила его в жизни. Впоследствии он почитал Библию святыней и великим сводом, где дано «изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все, и указано на веки веков». Путь гения в почти шестьдесят лет был бурным, порывистым, иногда даже тягостным – но через преодоление пороков и трудностей ему открылась возможность по-новому оценить благо Божественного закона и искренней веры. «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...» – признавался в последней записной тетради Ф.М. Достоевский. Пожалуй, это и есть ключ ко всем его произведениям.

Еще на заре творчества первый критик того времени В.Г. Белинский сказал Ф.М. Достоевскому: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..» Литературоведы последующих времен назвали Достоевского новатором. Свежие идеи, которые он привнес в литературу, и вопросы, на которые он обратил внимание общества, – это, во-первых, жизнь и чувства людей бедных, отверженных, презираемых, заблудившихся, обреченных; во-вторых, верный ориентир для них и для всех людей вместе взятых – Христос. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной», – подчеркивал классик. В своих произведениях он заглядывает в мрачные углы человеческого жилища и человеческой совести, чтобы, с одной стороны, отвратить от греха, с другой, показать его первопричины, заставить сопереживать, ограждая от осуждения. В каторжниках он помогает разглядеть детей, в убийце – кающегося грешника, в падшей женщине – трепетную душу, в уличных сорванцах-мальчишках – затравленных бедняков, в пьяненьких – потерянных идеалистов и так далее. Он не оправдывает их, но оставляет за ними право на милость. Редки у него, зато поставлены в центр внимания типы людей благородных, с высокими идеалами и целями. И хотя великодушные герои тоже мятутся в духовных поисках, на их стороне симпатия автора, а следом и читателя.

Достоевский глубоко анализировал русский характер. Между понятиями «русский» и «верующий» он ставил знак равенства. Он умел выразить словом глубинные движения души, выхватить характерные детали в портрете, в поведении персонажа, проследить векторы мыслей, причины и следствия переживаний. Он видел как истоки общественно-политических процессов в стране, так и их предстоящую развязку. Им многажды озвучивались категоричные, оригинальные, шокирующие высказывания. Так, например, он обличает террористов-революционеров, впрямую именуя их в своем романе бесами. Войну политическую, международную называет самой полезной вещью, поясняя: «Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много-много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, – главное к богатству и капиталу». Кстати, речь будто о сегодняшнем дне… Но все-таки есть среди всей этой мирской безысходности отрада – ее автор представляет и завещает в своем последнем произведении.

Отец «Братьев Карамазовых»

«Братья Карамазовы» – итоговый роман, ставший квинтэссенцией всего наследия Достоевского, где в той или иной степени отразились все важнейшие для него темы: преступление и наказание, блеск и нищета, вера и безбожие, подвиг и низость. Каждый герой здесь – ярчайший представитель своего типа. На страницах ведутся острые, болезненные споры, в том числе о религии и нравственности. Автор сталкивает четырех братьев именно в этом вопросе. Дмитрий, несмотря на порывистость, держится внутренне заложенного – под именем чести и совести – закона; Иван, упрямо мудрствуя, увядает, не в силах принять тварный мир с его жестокостью; Алексей видит перед собой светлый идеал монашества; Павел Смердяков носит в душе ненависть ко всему и всем. Эта многополярность разобщает семью, разрушает гармонию жизни. А пути к объединению и примирению – их поиски идут на протяжении всей книги.

Роман всколыхнул общественность, прежде всего, тем, что открыл для самой широкой аудитории мир православной веры. С большой любовью автор прописывает чистый образ Алеши с его наивными представлениями о служении Богу и желанием скорой жертвы во имя Его. Однако же правда о духовной жизни стоит здесь за фигурой старца Зосимы. Общеизвестно, что его прототипом является преподобный Амвросий Оптинский, с которым писатель несколько раз встречался в Оптиной пустыни. По воспоминаниям А.Г. Достоевской, Федор Михайлович «вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление». Образ духовного наставника, старца оказался еще невиданным в светской литературе. И благодаря тому, что он появился в романе, с ним познакомилась вся читающая Россия – вплоть до радикально настроенной интеллигенции. Автор через историю, беседы, поучения отца Зосимы приоткрыл для них дверь в святой мир обители, о котором многие к той поре уже утратили сколь-нибудь ясное представление. Более того, указал им на Православие как спасительный ориентир для России: «…сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. <…> от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли русской! Ибо воистину приготовлены в тишине «на день и час, и месяц и год». Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды Божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, и, когда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет».

Книги Ф.М. Достоевского не для досуга, они, прежде всего, для самоанализа – как конкретного человека, так и общества. Они сложны для восприятия, но настолько глубоки, актуальны, жизненны, что интерес к его творчеству не иссякает. На сегодняшний день это один из самых читаемых и изучаемых писателей в мире. Потому что каждая душа, сознательно или невольно, ищет Бога и задается вопросами о чести, совести, любви.

Александра МИХАЙЛОВА