Две тысячи лет назад

Протоиерей Николай Агафонов известен как автор полюбившихся читателям сборников рассказов «Дорога домой» и «Чаю воскресения мертвых». Талантливый писатель, настоящий художник, отец Николай на страницах своей новой книги «Жены-мироносицы» сумел воссоздать картину грандиозных событий, совершившихся около двух тысяч лет назад.

Евангельское повествование, скупые сведения, сохраненные Церковным Преданием, плюс творческое осмысление значимых для становления христианства фактов – все это помогло автору создать духовно-исторический роман. Под его умелым пером «оживают» пейзажи, лица, быт, нравы древних иудеев.

Дорогого стоит, например, созданная с помощью воображения писателя, но все же такая реалистичная сцена встречи Иоанна Крестителя и Иоанны, жены домоправителя: «…все помыслы женщины (Иоанны – ред.) были о том, как бы увидеть страдальца, сидящего в тюремном подземелье дворца. Вскоре ее желание исполнилось. Воины вывели Иоанна на прогулку во внутренний двор. Он медленно шел по каменному двору, громыхая цепями оков. От колец, охвативших лодыжки пророка, цепи поднимались к его рукам и соединялись с металлическими наручниками вокруг запястий узника. Иоанн, словно не замечая этих цепей, брел по двору в какой-то глубокой задумчивости. И вдруг поднял свой взгляд на галерею дворца, где стояла Иоанна. Женщина замерла от неожиданности, боясь пошелохнуться, пока на нее смотрит пророк. Даже слезинка не ее щеке, и та замерла. Пророк вдруг улыбнулся Иоанне, при этом глаза его излучали кроткую доброту. Он даже в знак приветствия попробовал поднять свою руку. Цепь загромыхала, рука чуть приподнялась, натянув тяжелые звенья цепи, и опять бессильно опустилась вниз». Эта встреча взглядами предрекает, что пересечение путей пророка и жены-мироносицы еще состоится: ведь Иоанна – именно та, кто впоследствии сохранит драгоценную святыню – голову великого пророка.

Отец Николай прослеживает пути и старается распознать характер, проникнуть в душевный мир каждой из тех отважных женщин, о подвиге которых помнят до сих пор. Ведь именно они следовали за своим Учителем до Голгофы и первыми поспешили к месту Его погребения, чтобы с почетом умастить тело Его благовониями. Эти женщины первыми же удостоились узнать великую весть о воскресении Христа и вошли в историю под именем «жены-мироносицы». Их отец Николай насчитывает восемь: Мария Магдалина, дочери праведного Иосифа Обручника Саломия и Мария Клеопова, Иоанна, Сусанна, Мария – мать Иакова и Иосии, сестры Лазаря Марфа и Мария.

Роман наполнен и евангельскими сюжетами: исполняет свою миссию пророк Господень Иоанн Креститель, вслед за ним приходит к людям и Сам Спаситель. Он восходит на крест и на третий день воскресает. А впоследствии слова Христа распространяют по многим странами Его ученики.

Следуя за автором, читатель оказывается и в шикарных дворцах и местах собрания сильных мира сего: Ирода Антипы и Иродиады, императора Тиберия, Понтия Пилата, первосвященников, узнает об их жизненных целях и последствиях их интриг.

Вообще о женах-мироносицах известно крайне мало, и стоит подивиться той кропотливой работе по поиску сведений о них, которую проделал писатель. «Многие часы, дни и месяцы я провел в размышлении о женах-мироносицах, - признается он. – Вчитывался в евангельские строки и те скупые сведения, что оставило нам Церковное Предание. Пытался представить себе, как они жили, мыслили и действовали в разных жизненных обстоятельствах. И хотя я писал свою книгу с глубоким убеждением, что все так и должно было быть, однако прошу читателя помнить, что перед ним прежде всего художественная проза, где исторические факты переплетены с домыслами и предположениями автора». Тем не менее, часы досуга, проведенные над этой книгой, не окажутся бесполезно потраченными. Несомненно, вера и жизнь жен-мироносиц служат примером для современных христианок, а их подвиг вдохновляет на добрые дела.

Автор рецензии: Александра Михайлова