Прикосновение к вечному

Опаленные солнцем, высушенные ветрами, омытые дождями – эти древние стены Иерусалима мечтает увидеть каждый христианин. Израиль, Иудея, Палестина, Палестина, Иордания, Галилея – такие географические названия мы знаем с детства. Это земля, освященная присутствием пророков, праведников, мучеников и Самого Сына Божия Иисуса Христа. Святая Земля.

Мне посчастливилось увидеть ее своими глазами. Теперь переполняющий меня восторг изливается в подробных рассказах всем желающим. Я решилась взяться еще и за статью, чтобы как можно большему кругу людей поведать о том, как там прекрасно. Предлагаю заинтересовавшимся читателям рассказ о Святой Земле – такой, какой увидела и почувствовала ее я.

Благословение

Возможность посетить эту благословенную страну выпала мне нежданно-негаданно. Думаю, Сам Господь устроил для меня все: и четыре года назад натолкнул на мысль оформить загранпаспорт, и послал средства, и привел в мой дом знакомых, которые взяли меня с собой, и хранил на протяжении всего паломничества. Настоящим чудом я бы назвала еще один случай: в последнее воскресенье перед поездкой обстоятельства сложились так, что благословение на нее удалось получить у самого епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия.

Итак, наступил вечер 11 февраля – время отправления в Москву. Позади суета сборов, впереди – встреча со Святой Землей, ознаменованная праздником Сретения Господня.

Молебен

Собравшись в аэропорту Домодедово, наша группа, организованная московским Свято-Даниловским монастырем, насчитала 33 человека из разных городов. Из моего родного Тамбова было четырнадцать. Все вместе мы прошли в часовню Архангела Михаила, где сопровождавший нашу группу священник иеромонах Серафим отслужил молебен о путешествующих.

Перелет

Неслабое испытание нам предстояло на таможне. Чтобы выехать за пределы матушки-России, пришлось пройти несколько пунктов проверки: собеседование, просвечивание и досмотр багажа, сдача багажа, фейс-контроль. Проверка доходит вплоть до снятия зимней одежды и обуви.

Но даже такие неудобства сторицей окупились тем счастьем, что мы испытали на Святой Земле. И началось это уже в самолете, по ту сторону облаков. У меня, видевшей землю с многокилометровой высоты впервые, восторг вызывало все: яркое солнце над облаками, крошечные, похожие на макеты, города, лабиринты дорог, пустыня и море.

И вот она, земля обетованная. Стрелки часов перемещаются на два часа назад – вместо 19.00 циферблат показывает 17.00. Звучит приветствие «шалом». Мягкая посадка и аплодисменты пассажиров.

На таможне в Израиле мы управились быстрее. Группу уже ждал гид и автобус, переправивший нас из аэропорта через утопающий в огнях Иерусалим в Вифлеем. Здесь нас разместили в двухместных номерах в гостинице – той, что оказала нам самый теплый, доброжелательный прием и оставила приятные воспоминания. Далее нам предстояло долгожданное, незабываемое время – дни знакомства со святыми местами.

Вифлеем. Экспозиция Рождества Христова
Вифлеем. Экспозиция Рождества Христова

День первый

Ранним утром мы отправились в базилику Рождества Христова. Это святое место почитаемо христианами издревле: еще святая равноапостольная Елена построила здесь храм, и до сих пор сохранились остатки удивительной красоты мозаики тех времен. Позднее базилика неоднократно перестраивалась, и в итоге здание имеет форму креста. В современном интерьере примечательны также деревянный иконостас и сорок колонн вдоль южной и северной стен. Одна из этих колонн знаменита тем, что из нее вылетели пчелы и стали кусать воинов, ворвавшихся в храм прямо верхом на лошадях. В грот, или пещеру, где родился Спаситель мира, нужно спускаться на 14 ступеней ниже уровня базилики. Место Рождества обозначено в пещере серебряной звездой, а справа располагались ясли. Здесь состоялась Божественная Литургия, на которой перемежались три языка: греческий, арабский и русский. Своеобразно, очень красиво и символично, поскольку напоминает о единении православных христиан всех наций. После службы мы прошли во дворик, где представлена сцена Рождества Христова. Статуи как живые: Младенец в яслях, Дева Мария и Иосиф, склонившиеся над Спасителем, ангел, волхвы, пастухи и овечки. В подземном пространстве находится пещера блаженного Иеронима, знаменитая еще тем, что здесь ангел явился Иосифу и повелел бежать в Египет.

Как и любые путешественники, мы хотели привезти со Святой Земли что-нибудь себе на память, а также подарки всем своим родственникам, друзьям и коллегам. Поэтому следующим пунктом назначения был магазин, где в огромнейшем ассортименте представлены иконы, свечи, разная церковная утварь и сувениры. Удалось нам понаблюдать и за мастерством восточных торговцев, ведь у каждого паломнического места есть развалы или арабы, как у нас бы сказали, лотошники. Пять платочков за 10 долларов, две сумки – за пять. Берите оптом – дешевле, берите больше! Навязчивость –один из знаменитых их приемов. Но, что поделать, так они зарабатывают.  

Далее наш путь лежал через пустыню. Из окна автобуса мы наблюдали обнаженную каменистую местность, но она не однообразна: то возникнут холмы, то горы, в которых видны слои образовавшей их породы, то бедная растительность. Витиеватый, опасный путь привел нас в Лавру Саввы Освященного. В этой обители иноки хранят древний устав, завещанный основателем. Женщины вынуждены оставаться у врат, поскольку монахи здесь живут в большой строгости. Зато мы имели возможность внимательно рассмотреть желтые бесплодные горы, погреться на солнышке, попить святой воды. Да и монахи не оставили нас своей заботой: вынесли мощи для поклонения, подарили бумажные иконки.

Близ Лавры Саввы Освященного
Близ Лавры Саввы Освященного

Посетили мы монастырь Святого Феодосия, принадлежащий Греческой Патриархии. Здесь находится пещера волхвов, в которой они останавливались во время пути к родившемуся Богомладенцу, а также много святых мощей, в том числе мучеников, убитых персами-захватчиками.

Монастырь Святого Феодосия
Монастырь Святого Феодосия

Место, где впервые прозвучало благовестье о Рождении Христа, сегодня именуется Полем пастушков. Здесь устроена подземная церковь, возведение которой датируется IV веком, сохранились развалины древнего монастыря и мозаика IV-VI веков. На Пастушьих полях тоже находятся мощи монахов, убитых персами.

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы на Поле пастушков
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы на Поле пастушков

Древнейший город Святой Земли, основанный в XVIII веке до нашей эры, носит название Хеврон. Именно здесь произошло великое событие – встреча Авраамом Превятой Троицы. Здесь Бог дал праведнику три посоха, впоследствии выросших в Древо Креста. Тот самый Мамврийский дуб, под которым останавливались Ангелы, бережно хранится до сих пор. Он стянут железными обручами, поддерживающими его в положении стоя. Древний иссохший ствол – свидетель великого явления и ровесник тысячелетий. В последнее время его жизнь перетекла в отросток, до сего дня радующий яркой зеленью. На возвышении расположен православный русский храм, центральный престол которого посвящен праотцам, правый – Пресвятой Троице, левый – святителю Николаю Угоднику. По территории бродят козы. Паломники балуют их угощеньем, и от нетерпения животные лезут мордочками прямо в сумки.  

Храм Святых праотцов в Хевроне
Храм Святых праотцов в Хевроне

Вне плана, по зову сердца вечером мы посетили базилику Рождества Христова, помолились и еще раз приложились к ее святыням.

День второй

Иерусалим. Древнейший город, история которого насчитывает, по разным данным, 4-5 тысяч лет. Столица Израиля и духовный центр мира. Сегодня мы знакомимся с ним.

Вид на Иерусалим с Масличной горы
Вид на Иерусалим с Масличной горы

Перво-наперво отправляемся в Гефсиманию к Гробу Богородицы. Как верят христиане, Господь забрал Свою Матерь на небо вместе с телом. Однако же место Ее погребения сохраняется и почитается верующими. Достаточно просторный храм устроен в подземном пространстве, в пещерах, извне сюда ведут монументальные ступени. Примечательно, что весь потолок здесь увешан гирляндами лампад разнообразных форм и размеров. Столько нет, наверное, нигде. Это очень красиво! Сама гробница Богородицы представляет собой каменное ложе, от времени, конечно, обветшавшее. Сейчас она помещена под стекло, а над ней возвышается часовня с узким низким входом. Обойдя часовню, прямо напротив нее мы видим чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, сияющую богатым убранством, царственно стоящую на возвышении. В этом же храме по правую сторону от той самой монументальной лестницы находится захоронение родителей Пресвятой Владычицы праведных Иоакима и Анны, по левую сторону – могила праведного Иосифа Обручника.

Красивое, чудесное название носит еще одно святое место Израиля – Гефсиманский сад. Но этот дивный уголок был связан для Господа с тяжелыми минутами Его земной жизни – переживаниями перед предстоящим распятием и молитвой до кровавого пота, в которой Иисус Христос в последний раз просил Своего Отца, если возможно, пронести Чашу страданий мимо Него. Также здесь совершилось предательство Иуды, и уже отсюда начался Крестный путь Спасителя. Еще сохранились безмолвные свидетели этой истории – смоковницы-ровесницы Иисуса Христа и камень моления о Чаше. Ныне на территории Гефсиманского сада возвышается католическая церковь Всех Наций.

Гефсиманский сад
Гефсиманский сад
Древние ступени Гефсиманского сада
Древние ступени Гефсиманского сада
Условный камень моления о Чаше
Условный камень моления о Чаше

Чуть выше этого места раскинулся русский монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В нем столько зелени, что паломники невольно восклицают: «Как в раю!». Храм здешний, хоть и из местного камня, а сохранил черты древнерусского зодчества – купола, шатер, кокошники и резные кружева. Его главки далеко видны из окрестностей Иерусалима. Построен этот храм по приказу нашего царя Александра III. В монастыре св. Марии Магдалины находятся мощи его невестки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары, прославленных Церковью в лике святых. Пройдя вглубь монастыря, можно прикоснуться к подлинным ступеням, по которым спускался Христос из Гефсиманского сада. И еще – месту, где возносящаяся Матерь Божия сбросила Апостолу Фоме Свой пояс – тот самый, что теперь хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, тот самый, что привозили недавно в Россию.

Храм Святой равноапостольной Марии Магдалины
Храм Святой равноапостольной Марии Магдалины

Нам посчастливилось встретиться с блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Он приветствовал нас в Патриархии. В своем обращении к нам он напомнил о целях паломничества, о духовном и телесном соприкосновении со святыми местами. Блаженнейший Феофил также пожелал, чтобы мы получили благодать святых мест иерусалимских, стали свидетелями евангельских событий и вернулись домой более укрепленными в вере.

Пожелание Патриарха воплотилось сразу же, ведь получив его благословение, выйдя за рамки своего плана, мы посетили Храм Гроба Господня. Первое, что видишь при входе в Храм, это камень миропомазания, куда был положен Христос перед погребением. На сей раз, минуя все приделы и часовни Храма, мы прошли прямо к кувуклии. Это то место, где совершилось величайшее чудо и важнейшее событие в человеческой истории – Воскресение Христа. Что испытывает здесь каждый христианин – не передать, это тайна, известная только самому человеку и Богу. Великий трепет, благоговение, сосредоточенность и слезы покаяния – такие проявления чувств верующих людей можно было наблюдать. Наверное, каждый верующий ощущает, что Христос здесь особенно близко, и можно попросить Его о самом сокровенном. При соприкосновении с величайшей святыней ощущается сильнейшая, неподдающаяся описанию благодать.

Врата Храма Гроба Господня
Врата Храма Гроба Господня

Настоящим чудом и великим открытием для меня стало прикосновение к благодатному огню. Все паломники стремятся увезти домой хоть частичку этого святого света, а потому зажигают пучки свечей от огромной свечи, стоящей при Гробе Господнем, и гасят их под специальным железным колпаком. Так вот, когда я опаляла свои свечи, с опаской поднесла руку к сильному пламени и провела ее сквозь огонь несколько раз. Ладонь закоптилась, а огонь меня не ожег, он источал приятную теплоту! Для меня это было удивительно, ведь я думала, что такое чудо случается только в Пасхальную ночь. Так что когда на работе спросили: «Видела ли ты там чудо?» - я ответила: «Да, видела. Это благодатный огонь!». Да вся Святая Земля – чудо, эта небесная благодать и «радость играющего сердца» – чудо!

От места Воскресения Христова мы отправились на место Его Вознесения. Русский монастырь на Елеоне тоже идиллический уголок, весь в цветах и зелени, по территории прохаживаются кошки. Именно здесь возвышается самое высокое религиозное здание в Иерусалиме – колокольня, получившая название Русская свеча. В храме покоятся останки архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, который в XIX веке покупал участки святых мест для России. Еще на территории монастыря стоит часовня, возведенная на месте обретения честной главы пророка Иоанна Предтечи. Особо чтимая святыня – стопа Богородицы, отпечатавшаяся на камне в момент Вознесения Христа. Сохранился до наших дней также отпечаток стопы Спасителя, но он находится на участке, принадлежащем мусульманам. За определенную плату они пускают христиан для поклонения святыне в отдельное помещение наподобие нашей часовни.

Гора Елеон. Колокольня Вознесенского монастыря
Гора Елеон. Колокольня Вознесенского монастыря

С Елеонской горы открывается прекрасная панорама Иерусалима – весь город как на ладони. Чтобы насладиться этим видом, всех гостей города приводят сюда, на специальную смотровую площадку. Следует признаться, захватывает дух, испытываешь ощущение свободы и будто улетаешь в открывшееся пространство.

Второй наш день завершился в Русской духовной миссии, где мы присутствовали на всенощном бдении в праздник Сретения Господня. Для меня вдвойне было приятным присутствие здесь на службе, поскольку храм освящен в честь моей небесной покровительницы мученицы царицы Александры.

День третий

Он ознаменовался для нас резким похолоданием до +3 градусов, в то время как в первый день температура доходила до +20. Надвигался дождь – для пустынных мест истинное благо, о котором молятся все верующие жители.

По плану в праздник Сретения мы должны были стоять Литургию в храме, где свершилась встреча Симеона Богоприимца и Младенца Иисуса, встреча Ветхого и Нового Заветов. Однако здесь пожелал совершить службу Патриарх Иерусалимский, в связи с чем праздник был перенесен на следующий день. Так что, увы, в это место мы не попали. Но помолиться на обедне у нас все-таки была возможность: мы вернулись в Русскую духовную миссию.

Насытившись духовно, паломники подкрепили и телесные силы, расположившись за столиками на открытом воздухе, которые позаботился установить для проезжих хозяин придорожного кафе «Элвис Пресли». Здесь к нам подступили местные «попрошайки» – кошки, серые такие, в полосочку, совсем как в России.

Следующая точка на карте – Лидда, где хранятся ковчежец с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца и его вериги, а также устроена гробница в пещере под церковью. Еще одна знаменитая святыня в здешнем храме – икона Божией Матери Лиддская.

И – снова в путь. В Назарет, родной город Христа. Здесь почитаем участок, где стоял дом Святого Семейства. Показывают паломникам лестницу, возраст которой – более двух тысяч лет. Археологи обнаружили также мастерские Иосифа. Как и во многих святых местах, здесь храм был построен вначале византийцами, и, как все византийские храмы, его постигла горестная участь – разрушение. Возродили его крестоносцы, но и их творению не суждено было стоять века. От каждой эпохи сохранились следы – остатки стен, мозаика. И вот теперь здесь монастырь. Базилика Благовещения с характерными чертами католических храмов – витражами, статуями в самом помещении и во дворе, особенной строгой архитектурой, стремящейся выделить высоту и пространство. Что удивительно и необыкновенно в этом монастыре, так это изображения Богородицы от разных народов мира. У каждого народа – свое видение. Например, индийцы изобразили Божию Матерь в сари, японцы – в кимоно и даже с азиатским разрезом глаз. Видели мы дар Украины, где представлены люди в национальных костюмах в молитве перед иконой Богородицы. Привлекает внимание необычная скульптура во дворе – Жена, стирающая главу змия. 

Еще один католический монастырь построен в Кане Галилейской на месте дома Симона Канонита. Это у него на свадьбе Иисус Христос сотворил первое чудо – претворение воды в вино. С тех пор сохранился один из водоносов – он представляет собой емкость наподобие нашей садовой бочки, только выдолбленную из камня. И конечно, побывав в Кане Галилейской, нельзя уехать, не отведав славного вина. Мы посетили магазин, принадлежащий греческой семье, где паломников встречают радушно и по традиции угощают вином и лукумом. Здесь наши спутники несколько расслабились, поскольку спешить больше было некуда, разве что в гостиницу в городе Тверия. По прибытии туда предстояли изрядные трудности – перенести свой значительно увеличившийся от покупок багаж в номер. Но эти бытовые неудобства скоро заглушились приятными эмоциями, возникшими при созерцании с крыши гостиницы утопающей в огнях ночной Тверии.

День четвертый

Это чудный день мы провели в другой части страны с совершенно иным климатом. После пустынных просторов зеленая территория долины реки Иордан представлялась райским селением. Здесь мы близко соприкоснулись с израильской природой.

Уже с утра из окна автобуса мы наблюдали сельхозугодья, где выращивают овощи и фрукты. Заметно, что за всеми растениями осуществляется отличный уход, например, даже каждая снизка бананов закутана в целлофан – чтобы урожай не склевали птицы. Спящие в зимнюю пору виноградники, шишковатые пальмы с «зеленым фонтаном» на верхушке, стройные кипарисы, гибкие смоковницы, цветущий бело-розовый миндаль, яркие мандарины и лимоны на ветках деревьев... Загляденье! Проносятся мимо коровники и кибуцы – сельхозорганизации вроде наших колхозов. Как нам рассказали, труженики бывают вознаграждены за свою заботу о растениях и животных обилием урожая и надоя. Так что страна полностью обеспечивает себя продовольствием, да еще и на экспорт остается.

Итак, мы прибываем к подножию Фавора – горы Преображения Господня. Чтобы вписываться в крутые повороты узкой дороги, из нашего комфортабельного транспортного средства мы пересаживаемся в микроавтобусы. Поднявшись на вершину, паломники съеживались в комочек из-за холодного штормового ветра. Но вскоре все укрылись за стенами греческого православного храма Преображения. Здесь мы имели возможность помолиться, приложиться к камню от горы, взятому с того места, где преобразился Иисус Христос. Среди особо чтимых святынь в этом монастыре чудотворная икона Божией Матери, именуемая Неувядаемый Цвет, или Акафистная. Рассказывают, что образ, напечатанный на газетной бумаге, приплыл на Фавор по Галилейскому морю в бутылке. Маслом от этой иконы наш батюшка отец Серафим помазал всю нашу группу. Как и в каждом «владении» греков, паломников угощали: можно было отведать кофе, сладостей, орехов. В монастырском дворе установлены три кущи – Иисусу Христу, пророкам Моисею и Илие – в память слов Апостола Петра, воскликнувшего: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:1-4).

А далее нас ждало знакомство с израильскими водоемами. Так что почти весь день получился водным. Удивила и вызвала просто детский восторг река Иордан. По традиции все люди, из какой бы страны ни приехали, надевают белые рубашки для омовения в ее священных водах. Картина эта необыкновенная: мужчины и женщины, все в белом, как ангелы, толпятся возле раздевалок и плещутся в реке. Раздевалки и места для купания оборудованы всем необходимым. Стена, отгораживающая место паломничества от внешнего мира, увешана табличками на разных языках с фрагментом из Евангелия, где говорится о Крещении Господнем. Когда наша группа закончила все приготовления и собралась у реки, отец Серафим совершил молебен и погрузил в воду крест. Будто Божий знак, в тот момент выглянуло солнце и хоть немного пригрело трепещущих при виде холодной воды «зябликов». Батюшка первым вошел в Иордан, за ним потянулась вереница паломников. У многих сама собой на лице играла улыбка. Окунались и плавали кто сколько хотел и мог выдержать, только нужно было следить за своей группой, потому что потеряться в таком многолюдном месте – проще простого. После омовения весь день не покидало ощущение какой-то необыкновенной чистоты и обновления.

А здесь еще и природные «чудеса»: на берегу и в воде – нутрии и ондатры, белые птицы носятся над гладью речной, в реке – огромные рыбы вроде нашего карася и сомы размером примерно в метр (и те и другие). Народ бросал хлебные крошки в реку, так что разная живность сбилась в кучу и только успевала ловить угощенье. Ну где еще такое увидишь?!

Приволье реки Иордан
Приволье реки Иордан

После омовения в Иордане нас ждал сюрприз: на установленных неподалеку от раздевалок телевизорах транслировался весь процесс нашего пребывания на реке. Мы и не знали, а нас снимала скрытая камера. Без труда можно было приобрести это видео на диске – отличная вещь на память.

Скит равноапостольной Марии в Магдале, принадлежащий Московской Патриархии, – еще один райский зеленый уголок. Здесь в храме хранится икона с частицей мощей святой Марии Магдалины. На территории скита находится пещера, в которой пребывал пророк Илия, а также три уникальных источника. Возле одного из них, по преданию, Господь изгнал из Марии семь бесов. Второй именуется глазным, поскольку святая вода из него помогает при проблемах со зрением. Третий источник – теплый радоновый, в нем температура +27 градусов. А еще здесь обитают чудесные крохотные рыбки, которые немедленно присасываются к телу погрузившегося в воду человека. Купаться в источниках многие мои спутники не решились: жаль было смыть иорданскую благодать. Я пожелала хотя бы омочить ноги. Хотелось все-таки испытать: больно ли кусаются рыбки. Погружение в теплую воду было приятным, а вот того, что скребли кожу рыбки, я долго не выдержала. Оно, конечно, не больно, но как-то не по себе.

Отсюда мы отправились на берег Генисаретского озера (которое именуется также Тивериадским озером и Галилейским морем). Нам было предложено отведать рыбу святого Петра в ресторанчике. Этот обед нужно было оплачивать отдельно, и те, кому такая сумма не по карману, просто прошли к Галилейскому морю. Думаю, мы немного потеряли, потому что вдоволь полюбовались живописными видами, пообщались друг с другом.

Генисаретское озеро
Генисаретское озеро

С другой стороны озера находится Гора Блаженств. Здесь Христос говорил Нагорную проповедь и дал Заповеди Блаженства. Сейчас здесь католический монастырь. Церковь Нагорной проповеди впечатляет исключительной архитектурой. Она построена под руководством итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Он спроектировал здание восьмиугольным в плане, венчая одноэтажную постройку большим медным куполом (также восьмиугольной формы) и колокольней. Повторяющееся в конструкциях церкви число «восемь» соответствует числу Заповедей о Блаженствах. Внутри привыкшим к обилию икон православным можно было остановить взгляд лишь на изображениях Крестного пути Спасителя. Однако гениальным архитектором предусмотрен другой изобразительный прием. На стенах – окна, дающие возможность окинуть взглядом окружающие пейзажи и места, по которым ступал Иисус. Для православных как святыня в монастыре сохранились безмолвные свидетели проповеди – камни. По территории монастырского сада расставлены каменные плиты с высеченными на них стихами Заповедей Блаженства. Надписи сделаны по-латыни, но одну мы общими силами попытались расшифровать – и поняли, что перед нами слова: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Церковь Блаженств
Церковь Блаженств

Неподалеку от церкви Нагорной проповеди расположен монастырь бенедиктинцев с церковью Умножения хлебов. Построена она также на фундаменте византийского храма IV века, от которого сохранилась уникальная мозаика, изображающая разнообразные растения и птиц. Как нам рассказали, способ изготовления и выкладывания такой мозаики утерян, так что сегодня остается только восхищаться творением древних людей и беречь это достояние. Запомнился мне внутренний дворик с деревом посередине и небольшим бассейном, в котором плавают довольно крупные светло-серые рыбы. На радость паломникам и туристам здесь обитают еще и общительные рыжий кот и черный пес.

Общение с животным миром мы продолжили в монастыре греческой православной церкви. На его территории разбит великолепный сад, по которому прохаживаются птицы, в том числе и нарядные павлины. Последние, завидя паломников, перелетают через ограду. Они очень дружелюбные и охотно идут на контакт. Так что можно кормить птиц-красавцев прямо с руки орешками. У меня это вызвало просто ребяческий восторг! Монастырская церковь Двенадцати апостолов, построенная на месте дома, где Иисус Христос исцелил расслабленного, выделяется на фоне окружающей зелени своими алыми куполами и белыми стенами, что вызывает в душе ощущение какой-то легкой радости и покоя. Внутреннее убранство церкви яркое, как и в других греческих храмах, стены покрыты росписью и увешаны иконами. Особо чтимая здесь святыня – чудотворная икона Божией Матери Страстная. Этот монастырь тоже расположен на берегу Генисаретского озера, только здесь он усыпан обкатанными волнами камнями размером с ананас. Спустившись к воде, мы стали очевидцами несильного шторма. Как играют волны во время бури, мне тоже случилось увидеть впервые.

День пятый

В этот день путь снова привел нас в пустыню, но теперь уже в чудный греческий монастырь Святого Герасима Иорданского. Паломников здесь встретили колокольным звоном, а еще мы услышали легкие, сказочные переливы восточных приспособлений, именуемых у нас ветерками. А здесь действительно как в сказке: перед входом в обитель стоит бронзовый лев в память знаменитого льва старца Герасима, вдоль монастырской стены тянется клумба, в которой между растениями пристроены садовые скульптуры оленят и декоративные кувшины. За массивными стенами в центре располагается традиционный дворик под открытым небом. Внутренние стены дворика и входная арка увешаны иконами, здесь же размещена церковная лавка. И заморское чудо – в клетках сидят два говорящих попугая, один из которых с нами пообщался. Обилие зелени и разные декоративные изыски, но при этом и обширное монастырское хозяйство в компактном прямоугольнике (именно такую форму имеет обитель) – все это расцветило бесплодную пустыню. Как и во всех греческих монастырях, у святого Герасима Иорданского угощали сладостями и водой с сиропом, а кроме того, подарили брошюры с краткими сведениями о монастыре.

Лев старца Герасима неизменно сопровождает эту обитель, и даже на иконе отшельник изображен с царем зверей, а на полу в центре храма выложена мозаика, на которой представлен тот же спутник святого в земной жизни. Среди особо почитаемых святынь обители – икона Божией Матери Млекопитательница. Увенчанная короной, в пурпурном одеянии изображена на ней Небесная Владычица с Божественным Младенцем на руках. Невольно приходит мысль и о символическом отображении здесь величия материнства. Но рядом со всем жизнеутверждающим благолепием монастыря святого Герасима есть напоминание и о скорби человеческой. Острой болью пронзает сердце при взгляде на размещенную в арочном проходе икону, где изображен Иисус Христос, горько плачущий о нерожденных младенцах. В Его руке – крохотное тельце убитого во чреве ребенка. А об ужасе разложения мира, в котором мы живем, напоминает аллегория о моде, где показано, кого приносят женщины ей в жертву – прежде всего, детей.

Покинув этот гостеприимный райский уголок, мы отправились на небольшой пятачок, где расположен базар. Увы, здесь мы вынуждены были попрощаться с нашим гидом – грамотной, терпеливой, добродушной Зиной. В благодарность за прекрасное руководство нашей группой мы составили для нее письмо с теплыми словами, под которым каждый паломник поставил свою подпись. Ну, а теперь предстояло знакомство с новым экскурсоводом. Пока проходила смена гида, мы воспользовались возможностью побродить по местному базару. Фрукты, сувениры и прочие вещи – все как на любом восточном рынке. Но здесь представилась уникальная возможность покататься на верблюде. Некоторые члены нашей группы с удовольствием это проделали. Я сначала не хотела: боялась, что в длинной юбке мне будет несподручно поместиться в седле. Но хозяин животины, видя в моих глазах большое желание все-таки пойти на это необыкновенное для северян приключение, подвел меня под белы рученьки к верблюду и помог на него усесться. На корабле пустыни я описала круг. Все удовольствие – один доллар, зато какое ценное воспоминание осталось!

Новый гид дал команду водителю везти нас в древний город Иерихон, недалеко от которого находится Сорокадневная гора, связанная, как повествует Евангелие, с испытаниями Христа – постом и искушением от дьявола. Наверху, будто прилепившись к скале, пристроился мужской греческий монастырь Каранталь (что значит Сорокадневный). Большая часть помещений выдолблена в камне, остальные – вплотную подступают к границе обрыва и даже повисают над пропастью. На значительную высоту приходится долго подниматься, благо дороги там широкие и ровные. Для тех, кто слаб здоровьем, бедуины предлагают услуги ослика. Но подъем в этот монастырь, как мы узнаем после, еще не так тяжел: его могут осилить даже пожилые люди. Каранталь сохранил в своих стенах пещеру, где, по преданию, останавливался Иисус Христос, и камень, на котором Он сидел. Из здешних архитектурных достопримечательностей запоминаются балкон, а также необычные узкие коридоры, стены которых разительно отличаются: одна природная каменная, другая – созданная человеческими руками.

Иерихон. Сорокадневная гора
Иерихон. Сорокадневная гора

В греческом монастыре пророка Елисея, что в Иерихоне, сохранилась и знаменитая смоковница, на которую взобрался невысокий ростом мытарь Закхей, чтобы увидеть в толпе Иисуса Христа. Теперь это дерево с двухтысячелетней историей представляет собой массивный высохший ствол, обнесенный стеклянным ограждением. Но старая смоковница дала жизнь отростку, превратившемуся в копию своей предшественницы. Напротив этих деревьев располагается источник пророка Елисея. На святом месте также воздвигнут храм. Наш батюшка отец Серафим обратил здесь внимание на икону святителя Нектария, к которому возносят молитвы особенно те, кто болен раком.

Мы вновь колесим по извилистым дорогам над пропастями, чтобы посетить еще один удивительный греческий монастырь в Иудейской пустыне, названный по имени его великого насельника – святого Георгия Хозевита. Место это необыкновенное: ущелье будто рассекает гору на две части, а внизу бежит бурный поток. К обители ведет трудная дорога. Конечно, она прекрасно благоустроена, но тяжел путь, чередующий крутые спуски и подъемы. Поэтому и здесь есть своя ниша для организации «бизнеса». Молодые бедуины предоставляют услуги вьючных животных, подбегая ко всем пожилым людям с предложением: «Ослик, ослик, обратно, ослик». Комплекс сооружений монастыря, так же как и Каранталь, частью выдолблен в скале, частью надстроен. Чтобы добраться до него, в конце пути приходится, повисая над бурным потоком на головокружительной высоте, пересечь расщелину по мосту. Обитель эта возникла еще в пятом веке вокруг пещеры святого Илии Пророка, в которой он жил более двух лет и принимал пищу от воронов. По преданию, это место также связано с пребыванием родителей Богородицы Иоакима и Анны. Сохранились здесь и труднодоступные кельи подвижников, выдолбленные в скалах. На них можно только посмотреть – до того высоко они устроены. Так что удивляют сила духа и строгость жизни древних монахов. В храме, посвященном Матери Божией, находятся мощи святых Георгия Хозевита, его предшественника Иоанна, а также Зенона – одного из насельников монастыря. Почивают здесь мощи еще одного праведника, но уже нашего времени – преподобного Иоанна Румынского.

Монастырь Святого Георгия Хозевита
Монастырь Святого Георгия Хозевита

Под занавес дня нас повезли в русский Горненский монастырь в местечке Эйн-Карем. По преданию, именно здесь встретились Мария – Матерь Божия – и Елизавета. Но, к сожалению, посмотреть прекрасную, живописную обитель, расположенную на горе, утопающую в зелени, нам почти не удалось. Близились сумерки, да еще и ливень выдался на славу. Зато довелось увидеть такое, чего мы в нашем черноземье никогда не наблюдали: к храму приходилось подниматься на вершину горы, притом по ступенькам, с которых каскадом лилась вода. Каменистая почва не впитывает влагу, вот она и стекает вниз. Паломники же зачерпали в свою обувь воды по полной. В храме в честь Казанской иконы Божией Матери мы побыли лишь с полчаса. Члены нашей группы были рады благословиться у здешней игуменьи Георгии, руководящей монастырем вот уже 20 лет. Впечатляло лицо настоятельницы, для ее преклонных лет удивительно молодое.

Конец дня был связан для нас с суетой очередного переезда, теперь уже в город градов – Иерусалим.

День шестой

Последний день нашего пребывания на Святой Земле обещал быть самым напряженным в духовном плане: нам предстояло пройти по Via Dolorosa – Крестному пути Спасителя. Но мы все же украли у сна несколько часов и отправились на Божественную литургию к Гробу Богородицы. В этот раз доминировали в служении греки, но и нашему священнику несколько раз давали возможность произносить прошения к Богу, которые певчие подкрепляли по-русски: «Господи, помилуй». После службы радушные греки угостили нас кутьей, куда кроме традиционного в России риса и изюма входят орехи и кукурузные хлопья.

Итак, нам предстоял вход в старый город – ту часть Иерусалима, что во времена Христа, собственно, и была Иерусалимом. В него мы вошли через Львиные ворота. Мощенная камнем тесная улочка, что тянется от врат вглубь города, является проезжей частью, так что пешеходам приходится прижиматься к стенам зданий, дабы не угодить под колеса. Благо, это испытание длится недолго, потому что от врат рукой подать до церкви, возведенной на месте дома святых Иоакима и Анны. Именно здесь была рождена Пречистая Дева Мария. Спустившись вглубь, можно увидеть пещеру, пол которой устелен древней мозаикой. Место Рождества Богородицы отмечено крестом.

Попутно, ведя нас уже к другим святыням, гид обратила наше внимание на, простите, общественный туалет. Оказывается, с ним связана целая история. Отхожее место построено там, где когда-то стоял дом Иуды. Ни один его родственник не захотел принять это наследство, и оно было отдано во владение города. 

Буквально на несколько минут мы подошли к Силоамской купели. Бассейны Силоам представляют собой ряд резервуаров для питьевой воды, куда она поступала по подземному водопроводу. Здесь в ветхозаветные времена однажды в год исцелялся один человек. А получал он облегчение именно здесь не просто так: на дне купели лежало Животворящее Древо, из которого впоследствии сделали Крест для Иисуса Христа. Сюда его бросили, когда в силу постоянной его деформации не смогли использовать при строительстве храма Соломона. Теперь здесь открыты взору остатки каменной базилики святой Анны и купален места исцеления.

И вот только теперь паломники по традиции взяли в руки кресты и, погрузившись в мысли о страданиях Господних, вступили на Дорогу Скорби. Этот путь на Голгофу проходит по узким многолюдным улочкам города, к тому же вдоль них тянутся бесконечные торговые ряды. На Via Dolorosa выделено 14 остановок, связанных с пребыванием Христа или каким-либо событием при восхождении Его к месту распятия. Вдоль этой святой дороги расположены часовни, монастыри. Особенно меня впечатлила вторая остановка, где обозначается начало Страстей Христовых. Здесь в Претории совершилось Его осуждение и бичевание, а под монастырем Esse Xomo сохранилась темница, в серых стенах которой и при свете страшно. А ведь в древние времена заключенные находились здесь в кромешной тьме, да еще и ноги их по колено помещались в каменные колодки и снизу связывались. В одно из подобных приспособлений для приковывания человека, по преданию, был помещен Иисус Христос. На пятой остановке, где Спаситель упал под тяжестью креста и где крест у Него принял Симон Киринеянин, сохранился отпечаток ладони Христа в камне. Этот камень вмонтирован в стену и отличается от своих соседей по цвету и ветхости. К нему, не огражденному стеклом и прочими приспособлениями для сохранения святыни, может прикоснуться каждый. Когда я вложила свою руку в эту впадину, отметила, что, действительно, это оттиск мужской ладони, поскольку она больше моей.

Последние пять остановок Крестного пути находятся внутри Храма Воскресения Господня, здесь уже велась подготовка к казни, и совершилось само распятие. Мы несколько отклонились от традиционного пути и вошли через другие двери, зато довелось нам побывать в русском отделении храма, где находится часть Голгофы. Справа от нее стена увешана каменными плитами с именами русских жертвователей на храм, а по другим стенам – написанные яркими красками большие иконы, где изображены эпизоды земной жизни Христа. Еще мы здесь увидели знаменитые игольные уши – тесный проход для тех путников, которые не успели войти в город, когда были открыты ворота. Паломники, не хуже детей, решили испытать: протиснутся ли в них. Ведь Господь говорил: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24). Оказалось, пройти сквозь игольные уши человеку вполне возможно, а худощавому – вообще свободно.

Отсюда мы направились к месту Распятия. Этот греческий придел, богато украшенный окладами и лампадами, наверное, знает каждый, поскольку довольно часто его фотография помещается в книгах и на открытках. В центре возвышается деревянный крест с изображением распятого Иисуса Христа, рядом – предстоящие Богоматерь и Апостол Иоанн. Православный престол высотой в метр выполнен из розового мрамора. Под алтарем, как нам рассказали, в каменной породе есть большая трещина, образовавшаяся от землетрясения в день смерти Спасителя. Справа от этого алтаря располагается еще один - римо-католический алтарь Скорбящей Девы Марии. За престолом помещено скульптурное изображение Богородицы с мечом в груди, символизирующим силу материнского горя. Все это мы рассматривали, пока стояли в очереди, готовясь прикоснуться к тому месту, где совершилось искупление рода человеческого. Последние метры до него люди, сосредоточенные на молитве, стараются передвигаться на коленях, выражая этим свою скорбь о страданиях Спасителя и свое почитание Его подвига. Место, где стоял Крест Искупителя, находится под престолом. Оно отмечено серебряным кругом, в котором есть отверстие, куда можно погрузить руку по локоть и прикоснуться к самому камню святой горы.

Крестным путем мы следуем далее к камню миропомазания, куда Христа положили после Его смерти для подготовки к погребению. Это ложе постоянно влажное, обильно смазанное благоухающим маслом. Над камнем – восемь больших белых лампад, принадлежащих православным, католикам, коптам. Перед камнем миропомазания выложены мозаикой фрагменты, изображающие погребение Христа.

Завершается Крестный путь у Гроба Господня. В кувуклию мы направлялись второй раз. И тогда мне уже было понятно, почему поклонение Гробу Господню значится в плане паломничества в конце: после такого сильного духовного потрясения, какое испытываешь здесь, никуда идти больше не хочется. Лег бы и умер от радости. С великим трепетом вновь подходили паломники к гробнице Иисуса. Но теперь можно было все-таки посмотреть по сторонам. Обращает на себя внимание серебряная сень XIX века с иконами апостолов над входом в часовню. Это дар русских. Сама кувуклия представляет собой тесное помещение, состоящее из двух частей: придела Ангела и той, где, собственно, находится Гроб Господень. Каменное ложе, где помещалось тело Иисуса, сегодня покрыто мраморной плитой. Что интересно, изголовье Гроба отделено от остальной части стеной и находится по другую сторону – в часовне, принадлежащей коптам.

Завершая Крестный путь, мы продолжили знакомиться с Храмом Воскресения Господня по маршруту «Status quo». Вообще современный Храм Воскресения Господня поражает своими масштабами. Это целый архитектурный комплекс, включающий не только кувуклию и соборный кафедральный храм, но и часовни, вспомогательные помещения, подземные храмы, галереи и даже монастыри. Во избежание разногласий и споров представителей разных ветвей христианства по определению господствовавших тогда над городом мусульман каждый сантиметр Храма был поделен между христианскими обществами, и службы до сих пор совершаются ими поочередно в строго определенное время. Что интересно, ключи от дверей в Храм Гроба Господня с XIII века хранятся у мусульманской семьи Нусейбе.

Рассказывать о внутреннем устройстве этого главного святого места можно долго и много. Поэтому хотелось бы остановиться на том, что мне особенно запомнилось. Поражает воображение часовня Святой Елены, расположенная в подземном пространстве в скале. Именно здесь был найден Животворящий Крест Христов, и место его обретения отмечено плитой с изображением креста. Масштабы нынешней часовни красноречиво свидетельствуют об огромной работе, проведенной в поисках орудия нашего спасения. Впечатляет часовня, посреди которой помещен Столб Бичевания – считается, что именно к нему был привязан Христос во время истязания тюремными стражниками. Рассказывают, что некоторые люди, прислонив ухо к колонне, слышат удары плеток. Но из нашей группы этого не довелось испытать никому. В конце пути мы оказались у могилы праотца Адама, находящейся под Голгофой. Часть природной скалы с расщелиной видна через стеклянную раму, закрывающую собой проем, оставленный при возведении храмовой стены. Здесь тоже испытываешь особые чувства, ведь находишься рядом с захоронением первого человека.

Компактно устроен не только Храм Воскресения, но и двор. Он просто усеян многоообразными постройками, во все из которых, само собой, невозможно попасть в один день. Мы побывали в подворье Гефсиманского Успенского монастыря, расположенном напротив входа в Храм. Здесь в небольшой греческой церкви в киоте величественной Иерусалимской иконы Божией Матери хранится Плащаница Богородицы, сияющая богатым убранством серебряного оклада и венца с драгоценными камнями. Здесь нам тоже оказали гостеприимство, подарив иконочки с изображением Плащаницы и угостив конфетами. Каким-то образом здешняя прислужница гречанка прониклась особым благоволением ко мне: она подарила мне вторую такую же икону, а потом – карту Иерусалима. Эта добрая женщина не знала иностранных языков, а я все не могла вспомнить, как же по-гречески будет «благодарю». Вспомнила уже в гостинице. Ну, конечно, «эвхаристо». Но и без слов мы поняли друг друга.

Пройдя скорбным путем в напряжении духовных и телесных сил, мы теперь имели возможность отдохнуть, приготовиться к ночной Литургии и упаковать свои вещи. Чтобы не надрываться тяжелыми сумками, мы надели зимнюю одежду на себя: все-таки ночью не так уж и жарко. И это наше решение было правильным, поскольку вскоре в Храме на каменном полу мы даже в своих «тулупах» и сапогах ощутили холодок.

Последние часы на Святой Земле мы провели в Храме Гроба Господня на воскресной ночной Литургии. Наша группа сподобилась захватить случай редкостный: служили два Патриарха – Иерусалимский Феофил и грузинский Илия. Торжественная Литургия проходила на духовном подъеме. Это слышалось в воодушевленных молитвах духовенства и пении хоров. Вновь здесь перемежались языки: греческий, русский и грузинский. Служба к тому же проходила при большом стечении народа из разных стран. Здесь как нигде становится понятно, что Господь – «на всех языках Говорящий», что Он с любовью принимает своих последователей независимо от их национальности и места жительства.

Сразу после Причастия мы должны были отправиться в аэропорт. Причаститься в этот раз сподобились не все: слишком много было желающих. Поскольку патриаршая служба длилась дольше обычной на час, мы не все вовремя собрались, а потому чуть не впритык прибыли в аэропорт на регистрацию. В Израиле процесс выпуска нас на родину оказался гораздо проще, так что ожидаемого повторения таможенных «мытарств» не было.

Оказавшись снова в воздухе, паломники были не в силах бороться со сном, потому что ночь была бессонной и насыщенной впечатлениями.

Переезд без неприятностей не обошелся: с нашим багажом сотрудники авиакомпании обращались весьма небрежно. Так что у многих сумки оказались грязными, мокрыми, с оторванными ручками и замками. Но мы знаем, что благодатная поездка без искушений не обходится, остается только терпеть. Зато удивительно было то, что тамбовчане билет в родной город взяли за 40 минут до отправления поезда. И уже в 2.30 ночи мы были на своем вокзале.

Мое паломничество привлекло внимание всех моих коллег и знакомых, которые с удовольствием слушали увлекательные рассказы о Святой Земле. Говорили, что я вся свечусь от радости и что из меня фонтаном брызжет энергия. Это поистине было так: «от избытка сердца уста глаголют».

Эти несколько дней на Святой Земле стали для меня прикосновением к вечному, потому что времени я не ощущала вовсе. Там, где жили праотцы, где всю землю освятил Своим присутствием Сын Божий, где родилась наша Церковь, где сплетаются вечная духовная и многотысячелетняя земная история, время будто замирает и не ощущается. Здесь на себе я в полной мере почувствовала, что у Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день. И казалось, будто и я всегда здесь пребывала, а то, что было в моем прошлом, было вовсе не со мной. Я будто оказалась в другом мире и прожила еще одну насыщенную жизнь, полную радости богообщения. Увидев библейские места своими глазами, теперь я живо представляю себе все события Священной истории, а иерусалимские святыни, которые хранились у меня дома, стали для меня ценными вдвойне.

Заметки на полях

Сколько же святыни и памятных мест для укрепления веры христиан на Святой Земле сохранил по Своей милости Господь! Территория Израиля по площади равна половине Московской области, но пробудь гость месяц лишь только в его столице, ему будет что посмотреть.  

Что примечательно, на такой крохотной по нашим меркам территории климат удивительно разнится. Ученые выделяют четыре климатических зоны: Побережье, холмистый пояс, горный, долина реки Иордан. Порой погода здесь меняется на глазах – от плюс 20 градусов еще вчера до плюс трех сегодня. Да и соотношение тепла в сутках тоже неравномерно: днем жарко, ночью очень холодно. Столица расположена в горах, а потому полива требует буквально каждый зеленый кустик.

Каждый участок земли в стране используется с максимальной отдачей – под жилье, сельское хозяйство или же туристические маршруты. Улицы, дороги, дома – все ухоженное, добротное, заметно, что много сил вкладывают труженики в обеспечение своей жизнедеятельности. Хотя проблема мусора для местного населения, как и для нас, актуальна.

Питание в гостиницах разнообразное – от мясных блюд до постных. Здесь устраивается шведский стол – каждый по своему вкусу выбирает блюда и накладывает кушанье в тарелку сам. Но то ли эмоциональное потрясение, то ли особая духовная атмосфера повлияли на мой организм так, что я была бодра, хотя на сон уделялось не столь много времени, а из пищи принимала постное и в малых количествах, порой насильно.

В тесноте автомобильного потока на узких улицах водители комфортабельных автобусов с паломниками и туристами умудряются лавировать на высокой скорости. На оживленных улицах громоздкие транспортные средства останавливаются только на пару минут – высадить либо посадить пассажиров. Чуть задержится автобус – штраф без разговоров.

Почти все здания на Святой Земле невысокие и выстроены из белого камня. На этом фоне еще четче заметны особенности восточной архитектуры с ее арками, балкончиками и каменными узорами. Так что нет ни тени однотипности.

Хоть сейчас подавляющее большинство населения Земли не носит национальную одежду, отличить представителей одного народа от другого несложно, особенно тем, кто видит их ежедневно. Так, нас по светлой коже и по юбкам с платочками местные торговцы определили сразу: «Русские, русские!». А еще они знают самые ходовые русские слова и фразы, поэтому, предлагая свой товар, обращаются к нам на нашем языке.

Хотелось бы сказать о пользе знания языков. Персонал гостиниц и люди, занимающиеся торговлей, в большинстве своем прекрасно владеют английским языком. Хорошо, когда в группе паломников есть хотя бы один человек с таким же знанием. На этой практике я поняла, что английского совершенно не знаю, не могу сказать элементарных вещей, хотя у меня пятерки за школьный и университетский курсы. Поэтому пришло на мысль, что учащимся необходимо больше заниматься разговорной практикой, чтобы знания не лежали мертвым капиталом, а могли использоваться.

Весомый вклад в дело сохранения святынь христианства внесла Византия. С ее падением святые места отстаивали в битвах с мусульманами крестоносцы. После них эта миссия распределилась между странами Запада, придерживающимися католицизма, православными Грецией, Россией и другими. В общем, посильный вклад вносят христиане со всей Земли.

Побывав в одном Израиле, я увидела весь мир: островки стран Востока и Запада и представителей многих народов. Здесь пересекаются культуры, но они не смешиваются. В таком близком соседстве видны разительные черты отличия между конфессиями – христианством, иудаизмом, исламом. Неоднократно доводилось видеть евреев, по обычаю носящих черные одежды, головные уборы и бороды, а также особый вид прически – длинные пряди волос на висках, называемые пейсами. Это зримый образ скорби по разрушенному храму Соломона. Присутствие мусульман мы тоже ощутили: в определенное время на всю округу с минаретов, оборудованных рупорами, раздаются возгласы муэдзинов. Разные ветви христианства также имеют свои традиции. В русских храмах богатое убранство, обилие икон, затейливая архитектура, в монастырях разбиты клумбы, бродят кошки. В греческих те же роспись и богатое убранство; как правило, сооружения греков замыкают в себе внутренний дворик под открытым небом, где чаще всего располагаются зеленые насаждения и даже животные. В католических церквях видны строгость и лаконичность, практически нет икон, иногда присутствуют статуи и, конечно, орган. В незаполненном пространстве этих храмов особенно привлекает внимание архитектура. Но следует отметить, что на всех местах паломничества поддерживается образцовый порядок. Конечно, такое тесное соседство разных национальностей и традиций требует от власти немалого труда по сохранению мира в обществе. Надпись над царскими вратами в храме мученицы царицы Александры: «Просите мира Иерусалиму!» - убеждает в том, насколько серьезно следует относиться к этому и всем верующим.