Постоялые дворы (XENODOCHIA) в монастырях Святой Земли в Византийский период
Паломничество является одной из главных черт, характеризующих христианство на Святой Земле. По-видимому, первым паломником можно считать Мелитона, епископа Сардийского, прибывшего в Святую Землю в 160 г. для ознакомления с библейскими местами.[1] С начала правления императора Константина число паломников в Святой Земле только росло. Самое раннее дошедшее до нас описание паломничества было оставлено анонимным путешественником из Бордо около 333 г.
Уже в первые века христианства паломничество воспринималось как часть церковной жизни. Не просто путешественники, отправляющиеся за новыми впечатлениями, а паломники, идущие к святым местам. Церковь видела необходимость защитить паломников от греховной жизни во время пути. Дороги Римской империи были оборудованы станциями (mansiones), которые обслуживали чиновников. К услугам путешественников были частные гостиницы (hospitia), в обслуге которых значились и проститутки. Дурной славой пользовались и постоялые дворы попроще (caupona) обслуживающие моряков, возчиков и рабов.[2]
Уже в апостольские времена христиане путешествовали с рекомендательными письмами и предпочитали останавливаться у членов местных общин. Апостол Павел сообщает о своей известности среди христиан, такой что ему не нужны рекомендательные письма (2Кор. 3:1). В Правилах Святых Апостолов, датируемых II-III вв., встречается прямой запрет клирикам заходить в корчмы, а останавливаться на ночлег на постоялых дворах разрешается только в случае крайней необходимости (Правило 54). Этот запрет подтверждают каноны, принятые поместными соборами. 24 правило собора в Лаодикие (ок. 360 г.) разрешает клирикам останавливаться на постоялых дворах только в исключительных случаях во время путешествий. Пятое правило Нимского Собора (396 г.) призывает путешествующих клириков не злоупотреблять благотворительностью местных общин.[3]
О строительстве странноприимных домов для христианских паломников радел Василий Великий, епископ Кесарийский. В своих посланиях он неоднократно их упоминает (90 (94), 137 (142) — 138 (143)). Первоначально они даже назывались по имени Василия Великого, basileias, и лишь позже стали xenodocheion, «странноприимными домами».[4]
На сирийском языке сохранился монашеский устав, созданный Рабулой, епископом Эдесским (411-435). В третьем правиле говорится, что инокам запрещено ночевать в городских и сельских гостиницах, они обязаны обратиться в храм или монастырь.[5] Правило 16 обязывает священников организовать при каждом храме странноприимный дом, а правило 22 запрещает священникам и диаконам ночевать в светских гостиницах и прямо указывает место отдыха в странноприимом доме (xenodocheion) при храме или монастыре.[6]
Об организации и управлении гостиниц для паломников говорится и в сирийском монашеском уставе Маруты (V в.). Правило 36 указывает на необходимости их строительства в каждом городе. Местный епископ должен назначить монаха для управления такой гостиницей, а посильное участие в содержании заведения ложится на плечи местной общины.[7]
Как справедливо отмечает О. Лимор, паломничество в Святую Землю изначально было крепко связано с монастырями.[8] Гостеприимство было одной из важнейших черт монахов. О радости, с которой монах должен встречать гостя, и о смиренном служении ему указано уже в уставе Антония Великого (Правила 91-93). Иоанн Мосх упоминает монаха, помогавшего путникам в Иудейской пустыне, на дороге, соединявшей Иерусалим и Иерихон (Луг духовный, 24). С радостью принимал паломников в своей Лавре Евфимий Великий (Житие Евфимия Великого, 17).
В византийских источниках встречаются многочисленные упоминания о странноприимных домах при монастырях в Святой Земле и прежде всего в Иерусалиме. Так, Кирилл Скифопольский пишет, что по указанию Саввы Освященного, подворья для паломников были построены в Иерусалиме и в Иерихоне (Житие Саввы Освященного, 31). Руфин пишет о том, как Петр Ивер, будучи уже монахом, строит в Иерусалиме странноприимный дом для грузинских и греческих паломников, потратив часть средств, принесенных им еще из Константинополя (Иоанн Руфин, Житие Петра Ивера, 20).
Антонин из Пьяченцы упоминает два странноприимных дома в монастыре Иоанна Крестителя у реки Иордан (Путник Антонина из Пьяченцы, 12). Гостиница для паломников входила, вместе с монастырем, в комплекс Новой церкви Пресвятой Богородицы в Иерусалиме (церковь Неа).[9]
Действительно, постоялые дворы находят в комплексе многих византийских монастырей Святой Земли, а также Сирии, Иордании и Египта. Археологические исследования византийских монастырей Ближнего Востока позволяют ближе познакомиться с устройством странноприимных домов. Приведем несколько примеров.
Наиболее полно сохранившийся образец монастырской гостиницы был обнаружен к востоку от Иерусалима, на территории современного города Маале Адумим, в монастыре св. Мартирия. Этот монастырь справедливо считается самым большим среди византийских монастырей Иудейской пустыни. Монастырь возник в третьей четверти V в. н. э. вокруг пещерной кельи св. Мартирия, ученика Евфимия Великого. Можно с уверенностью утверждать, что монастырь был построен до избрания св. Мартирия Патриархом Иерусалимским в 472 г.
Памятник был полностью раскопан в начале 80-х годов XX в. археологической экспедицией под руководством И. Магена. Раскопки показали,
что монастырь был покинут насельниками в 614 г., во время персидского нашествия. Короткий период времени, во второй половине VII — первой половине VIII в., на месте монастыря существовала ферма, но и она почти не внесла изменений в план комплекса, достигшего высшего рассвета в VI в.[10]
Монастырь представляет собой прямоугольный в плане комплекс. Различные монастырские постройки — храм, трапезная, конюшни, жилые и складские помещения, скомпонованы вокруг центрального двора. Весь комплекс был окружен стеной. Крытый проход вёл ко двору от единственных ворот, расположенных с восточной стороны. В северо-восточной части комплекса расположено здание постоялого двора, отделенного от стен монастыря двором. Из этого двора вход вёл к конюшне и к жилым комнатам с мозаичным полом. Все жилые помещения сообщались с большим залом в южной части здания, служившим также и часовней, на что указывает возвышенная алтарная часть и апсида в восточной стене зала. Планировка здания позволяла гостям отдыхать, ухаживать за животными, питаться и совершать богослужения, практически не заходя в сам монастырь. Схожая планировка, отделяющая гостей на постоялом дворе от самого монастыря, встречается повсеместно в византийских монастырях Ближнего Востока.
Другой монастырь в Иудейской пустыне, расположенный на вершине горы Мунтар, еще не раскопан, однако остатки стен дают ясное представление о его плане. Памятник идентифицируют как общежительный монастырь (кеновия) Иоанна Схолария, одного из учеников Саввы Освящённого. Монастырь был основан в 539 г. на самой высокой вершине Иудейской пустыни, на том месте где ранее Евдокия посторо-ила башню в честь св. Евфимия Великого (Житие Евфимия 30: 48; Житие Саввы Освященного 38). Развалины храма и келий обнесены стеной. К востоку от монастырских стен находится здание, предположительно постоялый двор.[11]
В самом Иерусалиме, при раскопках в районе Третьей городской стены, к северу от Дамасских ворот, возле дороги, ведущей в Неаполь (Сихем) и Дамаск, был найден большой комплекс, включавший монастырь и постоялый двор, датируемый V-VIII вв. Монастырь, выстроенный вокруг центрального двора, включал храм, крипты, трапезную, складские помещения и водосборные цистерны. К северу от монастыря был обнаружен постоялый двор, включавший часовню и жилые помещения. Восточная стена, раскрытая на 140 метров, защищала оба здания. Поблизости был раскопан еще один постоялый двор. Он состоял из двух прямоугольных дворов с водосборными цистернами, окруженными жилыми комнатами, две из которых служили часовнями. По мнению исследователей, оба постоялых двора были покинуты в VIII в., а сам монастырь просуществовал до конца раннего исламского периода.[12]
Еще один паломнический комплекс был найден к западу от Яфф-ских ворот. Центральный двор с водосборной цистерной был окружен жилыми комнатами с мозаичными полами. В двух комнатах найдены мозаичные надписи, указывающие, по мнению исследователей, на функцию здания — странноприимный дом.[13] Возможно, он обслуживался монахами из монастыря у Башни Давида.
Другой памятник, датируемый византийским периодом, расположен на восточном склоне Масличной горы, возле дороги, поднимавшейся в Иерусалим из Иерихона. В одном комплексе найден монастырь и постоялый двор с баней. Монастырь выстроен в обычном для Святой Земли стиле — здания окружают центральный двор. Коридор соединяет сам монастырь с гостиничным комплексом, построенным к юго-западу. В комплекс входят конюшни, жилые помещения, часовня и баня. Монастырь и постоялый двор существовали до VIII в. н. э.[14]
На высоком холме к югу от Тель Афека, рядом с дорогой Антипа-трида — Иерусалим, на памятнике Хорват Зихрин был обнаружен еще один монастырский странноприимный дом. В византийский период (IV-VII вв. н. э.) здесь находилось большое сельское поселение, а на вершине холма, вне городской застройки — монастырь, выстроенный вокруг центрального двора. Возле него были найдены развалины большого здания, отделенного от монастыря переулком. Раскопки в восточной части здания позволили определить его как постоялый двор с баней.[15]
Похожее отделение странноприимного дома от самого монастыря мы встречаем и в сирийских обителях, расположенных как в центрах паломничества, так и в деревнях.
К востоку от Алеппо обнаружены развалины монастыря Дир Бах-михли, датируемые VI в. Здание постоялого двора расположено к югу от монастыря и отделено от него двором с водосборной цистерной.[16]
В небольшом деревенском монастыре в Банастуре (Banastour), на западе Сирии, внутри монастырской стены, разделенные проходом к воротам, находятся два здания. Одно из них, расположенное в восточной части, служило монахам, а второе, западное, было постоялым двором.[17]
В Иордании, на окраине Петры, находился монастырь св. Аарона. Комплекс был исследован финскими учеными. Они раскрыли церковное здание, к которому прилегали дворы с окружающими постройками.
К югу от здания церкви расположен двор с развалинами келий и трапезной. К востоку от храма находится странноприимный дом с центральным двором и 16 комнатами вокруг. Раскопки одного из помещений позволили датировать комплекс V-VI вв.[18]
В Египте, в районе Ассуана, исследован монастырь св. Симеона (Анба Хадра). На верхней террасе монастыря располагались монашеские кельи, а на нижней — церковные и прочие постройки, в том числе и постоялый двор.[19]
Как мы видим, здания странноприимных домов целенаправленно отделялись от монастырей, хотя и находились с ними в непосредственной близости. Жилые комнаты могли располагаться вокруг центрального двора с водосборной цистерной, как и в любом караван-сарае, или в отдельном здании. Полы обычно были мозаичные, белые или с простым узором.
Почти в каждой гостинице находится небольшая часовня. Иногда это отдельный зал, а иногда одна из перестроенных жилых комнат комплекса. Часовню отличает от других помещений наличие апсиды и алтарного возвышения. При раскопках часто находят части алтарной преграды и алтаря.
Важной частью комплекса являются конюшни и бани. Конюшни представляют собой комнаты, мощеные камнем, с каменными кормушками и железными кольцами для привязи, вбитыми в стены. Иногда в комплексе находят бани, включающие, наравне с холодными и теплыми комнатами, и комнаты с системой двойных полов, подогревавшихся горячим паром (гиппокауст). Такие бани, безусловно, были предназначены для паломников. Монахи совершали омовение холодной водой и не нуждались в банях.
Из исторических свидетельств и археологического материала складывается картина сложных отношений, связывавших монахов и паломников. С одной стороны, в монастырях радушно встречали и обслуживали паломников в специально построенных странноприимных домах. Монах, несший послушание в монастырской гостинице, обеспечивал постояльцев постелями и едой. В больших монастырях нередко предоставлялась помощь врача. Так, Антонин из Пьяченцы упоминает больницу, входившую вместе со странноприимными домами в огромный комплекс Новой церкви Пресвятой Богородицы в Иерусалиме (церковь Неа; Путник Антонина из Пьяченцы, 23). Этот комплекс, вместе с больницей, подробно описал и Прокопий Кесарийский (О Строениях, V, 6, 25). Преподобный Варсонофий одно из своих посланий адресует
начальнику монастырской больницы при странноприимном доме (Преподобный Варсонофий. Ответы на вопросы учеников, 63). Содержание странноприимного дома лежало на монастыре, местном епископе и общине. Самим паломникам, и особенно клирикам, церковь рекомендовала останавливаться именно в этих гостиницах, по возможности избегая светских заведений.
Вместе с тем монахи старались отделить гостиницу от монастыря, чтобы многочисленные паломники не мешали их обычному распорядку жизни. Разделение монастыря и странноприимного дома на практике достигалось постройкой зданий на разной высоте или физической преградой: стеной, пространством двора или переулка. Здание гостиницы не только строилось отдельно от монастыря, в нем также находились все необходимые службы, от конюшни до часовни. Это давало монахам возможность предоставить отдых паломникам, не вводя их в монастырь.
Барух Юзефовский
[2] Casson L. Travel in the Ancient World. Toronto, 1974. P. 204.
[3] Hefele C. History of the Councils of the Church. Albany, 1997. Vol. 2. P. 323.
[4] Casson L. Travel in the Ancient World. P. 320.
[5] Voobus A. Syriac and Arabic Documents Regarding Legislation to Syrian Ascetism. Stockholm, 1960. P. 27.
[6] Ibid. P. 40, 42.
[7] Ibid. P. 123-124.
[8] Limor O. «Holy Journey»: Pilgrimage and Christian Sacred Landscape // Christians and Christianity in the Holy Land. Turnhout, 2006. P. 332.
[9] Voltaggio M. Xenodochia and Hospitia in Sixth-Century Jerusalem: Indicators for the Byzantine Pilgrimage to the Holy Land // Zeitschrift des Deutschen Palastina-Vereins. 2011. Bd. 127. Ht. 2. P. 199-200.
[10] Magen Y. The Monastery of Martyrius at Ma'ale Adummim: A Guide. Jerusalem, 1993.
[11] Magen Y., Kagan E. D. Christians and Christianity. Vol. 2: Corpus of Christian sites in Judea. Jerusalem, 2012. P. 109. (Judea & Samaria Publications, 14)
[12] Tsaferis V., Onn A., Feig N. et al. Jerusalem. Third wall // Excavations and Surveys in Israel. 1991. Vol. 10. P. 132-133.
[13] Reich R., Shukron E. Jerusalem; Mamilla // Excavations and Surveys in Israel. 1995. Vol. 14. P. 92-96.
[14] Amit D., Seligman J., Zilberbod I. The Monastery of Theodorus and Cyriacus on the Eastern Slope of Mount Scopus, Jerusalem // OneLand, Many Cultures: Archaeological Studies in Honor of Stanislao Loffreda, ofm. Jerusalem, 2003. P. 139-148.
[15] Fischer M. An Early Byzantine Settlement at Kh. Zikrin (Israel) // Actes du XI Congres international d'archaeologie Chretienne. Roma, 1989. P. 1793-1796.
[16]PenaI., Castellana P., FernandezR. Les cenobites Syriens. Milan, 1983. P. 166-169.
[17] Penal., Castellana P., Fernandez R. Les reclus Syriens: Recherches sur les anciennes formes de vie solitaire en Syrie. Milan, 1980. P. 199.
[18] Fiema Z., Holmgren R. The Byzantine Monastic / Pilgrimage Center of St. Aaron near Petra // Petra: A City Forgotten and Rediscovered. Helsinki, 2002. P. 101.
[19] Walter C. Monastic Archaeology in Egypt. Warminster, 1974. P. 109-110.