Слава Воскресению Твоему

О паломничестве в Новоиерусалимский монастырь, наполненном воспоминаниями о Святой Земле и неожиданными открытиями.

Новая тайна

От всеобъемлющих новогодних каникул все-таки есть большая польза: появляется возможность вырваться из привычного будничного круга и, например, посетить доселе неизведанные места. Так, 3 января 2018 года я вместе с родственниками отправилась в Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь, что в подмосковном городе Истра. По своему паломническому «методу», ничего не читала об обители заранее. За этими стенами меня ждала еще одна нераскрытая тайна, и первое впечатление – оно было только моим...

Изморозь, по-ноябрьски скучный пейзаж мало радовали по дороге. Хорошо хоть трасса была свободная, мы словно летели на ковре-самолете. А в конце пути прямо перед нами во всем своем величии встало чудо – белокаменная, светло-праздничная, сказочно красивая обитель.

 Новый Иерусалим

Желающих ее увидеть оказались тысячи. Найти место для парковки автомобиля стало делом нелегким и небыстрым. Наконец пристроившись, минут десять наше «трио» поднималось в гору. И это очень напоминало восхождение на Голгофу. Так, правда, и задумано: монастырский комплекс выстроен на холме, как Храм Гроба Господня.

Конечно, прежде Новоиерусалимскую обитель я видела на фотографиях. Знала, что она начала строиться в XVII веке при Патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Кстати, их почин часто вызывает недоумение. Это место никак не связано с евангельской историей, эта земля не хранит память о судьбоносных для человечества событиях, не здесь упали капли крови Спасителя. Но у монастыря иное благородное предназначение: он дает зрительное и пространственное представление о главной святыне христианского мира. Ее, как известно, не каждому доводится увидеть в своей жизни, и со всем тем, с чем пришел бы к подлинной кувуклии, верующий может прийти сюда. Господь слышит поклоняющихся «в духе и истине» отовсюду.

Я, к своему счастью, сподобилась посещения Святой Земли, и было интересно, каким образом наши мастера воссоздали древний оригинал.

По образу и подобию

По периметру монастырь обнесен крепостной стеной с бойницами, по всем сторонам устроены башни с шатровыми крышами, над вратами возвышается шестиярусная колокольня. Еще во входной арке наше «трио» останавливается в оцепенении, пораженное красотой белоснежного собора с золотыми и зеленоватыми куполами. Мы еще не успеваем сориентироваться, и для нас это пока огромный монолит.

 Новый Иерусалим

Между тем замечаем, что вдоль крепостных стен тянется обходная галерея, и поднимаемся на смотровую площадку. Достопримечательностей здесь нет, но вид на храм, на окрестности изумительный. Спустившись, проходим к могильным плитам, которые разложены по левую сторону от входа. Металлические и каменные надгробия в основном 1800-х годов – это все что осталось от старых захоронений. Одно из них принадлежало архимандриту Иерониму, и неизвестный мастер вместе с эпитафией создал барельеф, запечатлевший атрибуты богослужебного облачения почившего. Этот уголок памяти вызвал у меня ассоциации с Иосафатовой долиной – некрополем, расположенным у подножия града Давидова.

 Новый Иерусалим

И, наконец, мы направляемся в храм. В отличие от иерусалимской святыни, стесненной со всех сторон соседними зданиями, Воскресенский собор стоит особняком. Карнизы, оконные обрамления украшены разнообразными узорами в сине-зеленой гамме, барельефами. Архитектурно он и похож на прототип, и отличается от него. Пожалуй, самая яркая особенность – шатровое решение купола над центральной ротондой.

 Новый Иерусалим

Но эти наблюдения ничего не предвещали… То, что я увидела внутри, превзошло все ожидания и, как говорится, выбило из колеи – настолько велико было потрясение. Интерьер Воскресенского храма – это какое-то дивное небесное убранство. Нежно-голубой колер стен и белоснежная барочная лепнина, фрески и изразцы, богатая утварь и высокий-высокий иконостас у главного престола. Как искусно все подобрано – не рассказать словами! В иерусалимской святыне как-то не заметно пышности: стены строгие и аскетичные, в помещениях довольно темно. Однако там есть масштабные мозаики, иконы в богатых окладах, мраморная отделка и, конечно, самобытные декоративные элементы.

 Новый Иерусалим

Хотя Воскресенский храм – уменьшенная копия палестинской святыни, расположение их основных приделов одинаково. Так что я становлюсь гидом для моих спутников. Узкая крутая лестница ведет нас наверх, к Голгофе, где стоит Распятие. Спустившись, видим камень помазания. Часовня Гроба Господня находится в центре ротонды, где очень светло и даже как-то воздушно благодаря рядам окон в шатре. В комплексе тоже есть подземная церковь святых Константина и Елены, которая в Иерусалиме устроена на месте обретения Животворящего креста. О каждом приделе можно говорить часами, и любоваться ими тоже можно часами.

 Новый Иерусалим

Три с половиной века

Паломничество в Новый Иерусалим – замечательный повод вспомнить Евангельское повествование и святыни далекого града царя Давида. Но у русской обители есть и собственная история, с которой я ознакомилась уже дома. Монастырь был основан в 1656 году, и не только как «комплекс святых мест Палестины», но и как центр Православия на московской земле. Близлежащие окрестности получили новые названия – Галилея, Елеон, Фавор, Гефсиманский сад, Вифлеем; река Истра стала ассоциироваться с Иорданом. Масштабная задумка Патриарха Никона воплощалась долгие годы: собор Воскресения Христова возведен в 1685 году, церковь святых Константина и Елены – в 1690-м, церковь Рождества Христова – в 1692-м, надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим – в 1697-м; Трапезные, Архимандричьи и Больничные палаты строились с 1685 по 1698 годы; каменные стены и башни – с 1690-го по 1694-й. Со временем монастырь стал одним из богатейших и известнейших в России. На рубеже XIX-XX веков сюда стекались паломники со всех губерний.

Насельникам не доводилось использовать бойницы и сторожевые башни по назначению, но суровые испытания выпадали и на их долю. В 1723 году рухнул шатер ротонды собора, затем серьезные повреждения обители причинили пожары. Можно сказать, ремонтные и благоукрасительные работы здесь велись постоянно. Причем мастера шли уже своим путем, поэтому столь отличны друг от друга храмовые комплексы Иерусалима и Истры. Как подметил один из журналистов, в России получилась не копия, а «художественное преображение» палестинской святыни.

После революции монастырь закрыли, а храмы и другие постройки были приспособлены для музеев. Зимой 1941 года Воскресенский собор пострадал от немецких войск. Эти повреждения были устранены только спустя три десятилетия.

Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь возрожден в 1994 году. А былое величие он обрел в году 2016-м, снова став центром паломничества и драгоценным достоянием всего православного мира.

 Новый Иерусалим

От русской души

Поистине монастырь достоин имени своего престола – это настоящий гимн Воскресению Христову! В нем щедрая русская душа воспевает величайшее чудо на Земле, и искренне славит Спасителя, и радуется надежде вечной жизни.

Александра Михайлова