Национальный символ

Не зря говорят: неисповедимы пути Господни. Человек не знает, где может оказаться не то что через год – даже в следующий час. Так и мы с сестрой, отправившись на Красную площадь, без плана, а просто потому, что так сложилось, пришли к вратам Покровского собора, что на Рву, или храма Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного

Старинный, нарядный, знаменитый на весь мир собор стоит посреди площади, как царь. Стоит давно, с самой закладки в 1555 году и завершения в 1561-м. Кажется, что здесь застыла история и дух шестнадцатого столетия – времени самого Иоанна Грозного. Кстати, именно по повелению Иоанна IV храм и был основан – как благодарность Богу за взятие Казани. Второе, широко распространенное в народе название он получил в честь Христа ради юродивого Василия. Глубоко почитавшегося московским людом блаженного похоронили у стен строящегося собора, к которому в 1588 году примкнул еще один придел – имени святого подвижника.

Единственный и неповторимый, храм прожил уже четыре с половиной века. Неожиданным, даже странным кажется в нем соседство форм и красок, и остается удивляться, как уживаются друг с другом купола и шатровые крыши, крупные геометрические узоры и каменный ажур. Но эта пестрота столь ладно подогнана, что все сосуществует в гармонии. Все выражает национальный дух и вкус. Такие мы, русские: щедрые, колоритные, разносторонние, непредсказуемые, а главное – боголюбивые. И может быть, именно здесь, в сердце России, в одном из самых древних ее памятников, можно проникнуть в тайны русской души? Структура собора, по мнению ученых, несет в себе еще более широкий смысл: является образом Небесного Иерусалима и художественным воплощением идеи «Москва – третий Рим», поскольку устроен он подобно Влахернскому храму, где совершилось чудо Покрова. Как бы там ни было, каждому очевидно: талантливые мастера на века подарили людям радость, расцветив красками монохром суровой снежной зимы и хмурой дождливой осени.

Мы тоже оказались у древних стен, когда природные пейзажи были бедны. То был день в череде новогодних праздников, и храм-памятник принимал посетителей. Нас даже порадовал неожиданный поворот маршрута: ни я, ни моя сестра никогда прежде не ступали за порог московского чуда.

Какая она внутри, наша национальная святыня и символ? Этот вопрос мы задавали себе многократно. Книги, открытки, даже фильмы – совсем не то, что личное визуальное и пространственное восприятие.

И вот мы, крестясь, ступаем за двери. На входе предупреждают: «Фотографировать без вспышки». Улыбаемся в ответ: «Поняли». В храме холодно. Перед нами теснится группа туристов с гидом. Из-за этого почти ничего не разглядев в нижнем приделе, отправляемся дальше в свободное путешествие. В следующем помещении видим музей с иконами XVI века. От одной из них – Знамение Божией Матери – долго не могу отойти. Образ большой по размеру, величественный, намоленный – и будто живой. Запомнилась вышитая пелена святого Василия Блаженного, где подвижник изображен в полный рост. Работы мастеров из далекого прошлого хоть и поблекли от времени, но сохранились очень хорошо: их берегут как святыню и как историческую ценность.

Проходим на второй этаж. А здесь – под каждым куполом по камерной церковке (лишь пять-шесть человек внутри встанут, и то чуть не вплотную друг к другу). Они расположены, как соцветие, на одном основании, и очень близко друг к другу. Нигде такого не встречала! Убранство в каждом приделе – свое, богатое и неповторимое. Настенные росписи, резные иконостасы, литая утварь – присутствует, пожалуй, все, чем славится церковное искусство. Всего в соборе одиннадцать приделов. Центральный престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, остальные – Святой Троице, Входу Господню в Иерусалим, Великорецкой иконе святителя Николая Чудотворца, Трем Патриархам Константинопольским: Александру, Иоанну и Павлу Новому, святому Григорию Армянскому, мученикам Киприану и Иустине, преподобным Александру Свирскому и Варлааму Хутынскому, святым Василию Блаженному и Иоанну Блаженному. Что интересно, четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света, а восемь располагаются симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды.

Переходы между помещениями – узкие-узкие. Кое-где заметны следы реставрации – новые кирпичики. И – совершенно удивительные росписи на потолках и стенах в полутемных коридорах. Растительный орнамент, невиданные завитушки, геометрические узоры – ни одной повторяющейся фрески. Пестро, затейливо, сказочно…

- Как будто цветными мелками нарисовано или карандашами «Полицвет», - верно подмечает сестра.

Из окна, что в коридоре на выходе, открывается чудесный вид на Спасскую башню. Мы делаем несколько фотографий – получается красиво и необычно. Здесь путешествие в XVI век заканчивается. А с нами остаются неизгладимое впечатление, глубокая благодарность строителям и многократно умножившаяся любовь к древней московской святыне.

Настоятельно рекомендую уважаемому читателю: если только представится возможность, обязательно посетите уникальный собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве. Прикоснитесь к отечественной истории и составьте личное, неповторимое впечатление о храме-памятнике.

Александра Михайлова