Пути благодатные. Православное паломничество сегодня

Паломничество, хождение на богомолье… Как давно установилась эта благочестивая христианская традиция странствий по святым местам. Уже в начале новой эры пилигримы отправлялись в долгий путь во Святую Землю. И с тех пор никогда не оскудевало в верующих людях стремление к Божьей благодати, в родном ли крае, на дальней ли стороне. В наши дни традиция паломничества – одна из любимейших у православных мирян. О его сути и особенностях мы ведем разговор с президентом Фонда «Новый Иерусалим» игуменом Феофаном (Михайловым).

- Отец Феофан, скажите: что для Вас паломничество?

- Для меня паломничество – это значимая составляющая моей религиозной жизни, это некий источник, из которого я черпаю вдохновение. Читая Священное Писание, каждый человек воспринимает его соответственно собственному жизненному опыту, уровню образования, особенностям характера, в его сознании формируются свои образы, представления о святых местах, о подвигах угодников Божиих. Посещение же чтимых мест дает дополнительную подпитку для органов чувств, здесь включаются и зрение, и обоняние, и осязание, и слух. Не зря Святую Землю называют пятым Евангелием: там мы действительно видим те уголки, где ступал Господь, ощущаем благодать святых мест.

Паломничество – это необходимая часть моей веры. Хотя в догматах Святой Православной Церкви не содержится указание на необходимость каких бы то ни было хождений, как у иудеев или у мусульман, но у нас есть потребность посетить святые места, глубже прочувствовать и понять Священное Писание, то, что Господь совершил для нашего спасения.

- Многие люди не понимают смысла традиции поклонения: прикоснулся к иконе, постоял рядом – и что из этого?

- Корень подобных сомнений – в разнице наполнения людьми самого действия: духовного или же только видимого. Мы не в мистику верим, не в чудо, мы веруем в Господа. И мы не столько к святым местам едем, сколько ищем Бога. Да, цель паломничества – узнать глубже свою веру, понять свое предназначение. Как говорил мой духовный отец схиархимандрит Макарий (Болотов), важно, чтобы мы Господа искали, а не Он нас. И когда богомолье совершается осознанно, с проникновением, с поиском смысла своей жизни, с намерением исправиться, мы находим утешение и связь со Спасителем. Тогда наши пути становятся благодатными.

По поводу святых мест. Магии никакой нет. Не святое место, не икона исцеляют, исцеляет Господь – когда мы к Нему обращаемся, взирая на святой образ, благоговейно прикасаясь к нему. Здесь главное – сердце и ум, устремленные к Творцу. Если человек так настроен, Бог может послать утешение где угодно, но особенно этому способствуют святые места. Потому что, меняя привычный образ жизни, на время становясь странниками, оставляя свой дом, свои суетные заботы, круговерть событий, христиане временно приобщаются к монашескому чину, хоть на несколько дней отрекаются от собственности, от житейских проблем и всецело обращаются навстречу Спасителю.

- Мы, православные, привыкли прикладываться, прикасаться к святыне. В Италии, например, это в большинстве случаев невозможно. Разъясните: в момент прикосновения или неприкосновения происходит что-то сокровенное?

- Это вопрос личного движения души. Господь не только прикосновением исцелял, но и словом. Конечно, прикосновение – очень желательный момент. Почему мы лобызаем святыни – это сложившаяся манера проявления любви, и поклон – проявление любви, и молитва тоже. Это зримый образ, выражение нашего внутреннего состояния. Форма должна соответствовать содержанию и способствовать его большему раскрытию. Например, при молитве стоя мы являем стояние в вере. Вместе с тем благоговейное предстояние пред Богом – это некое выражение уважения, почтения. Так же и поклоны, и крестное знамение являются проявлением нашего богословия. Но внешнее ни в коем случае не должно заменять внутреннего. Если нет духовного наполнения, обрядовость бесполезна. Так же и посещение святых мест: нет внутреннего –  внешнее тщетно. Если же душа жаждет небесной росы, паломничество неоценимо. Я свидетель тому, что многим людям, которые еще даже не обрели веру, но при этом имели благоговейное отношение к святыне и искали Бога, были явлены дивные чудеса, наставления, вразумления. И эти люди обретали веру. А веру дает Господь. Так что если человек не имеет ее сейчас, это еще не значит, что ему не дано уверовать.

- Когда Вы сами впервые совершили поездку к святым местам? И что сподвигло Вас заниматься организацией паломнических маршрутов?

- Я паломничаю уже третий десяток лет. Мое первое паломничество было не совсем сознательным. В конце 1980-х годов, накануне Рождества Христова, мы с классом ездили в Ленинград. Мы все согласились посетить Александро-Невскую Лавру. Больше, конечно, из любопытства, но ощущение прикосновения благодати тогда появилось. Потом были свои паломничества в близлежащие храмы моего родного Тамбова, в Троице-Сергиеву Лавру. При Скорбященском приходе (ныне Вознесенский женский монастырь г. Тамбова) изредка устраивались поездки. В 1990-е годы возможности были скромные, приходилось крутиться. Но люди желали посещать святые места, ко мне как к бывалому пилигриму часто обращались с просьбами организовать тур. Я испрашивал благословение у ныне покойного архиепископа Евгения (Ждана) на организацию поездок от Покровского собора г. Тамбова. Также брал благословение у своего духовного отца схиархимандрита Макария на посещение с группой Дивеево, Оптиной пустыни, Шамордино и других мест. Одной из масштабных была многодневная поездка в Санкт-Петербург. Мы отправлялись в путь на неделю, поэтому все серьезно продумывали, до мельчайших деталей прорабатывали маршрут. Кроме северной столицы и ее окрестностей, в программу входило посещение гг. Мичуринска, Великого Новгорода, Рязани, Иоанно-Богословского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры и г. Москвы. Причем такие поездки получались очень недорогими. Времена были непростые, и я старался, чтобы цены были необременительны для людей. С нами даже набиралось до половины группы детишек. Я тоже жил небогато, но мне как организатору выделялось бесплатное место в качестве вознаграждения за понесенные труды. А труды, замечу, были действительно непростые: сформировать группу, найти транспорт, упросить владельца на несколько дней отпустить автобус с шофером и много всего прочего. Всегда подается и вознаграждение духовное, когда с группой единоверных, единомышленных людей посещаешь святое место, где и помолишься, и порадуешься. В сообществе паломников чувствуется особое сплочение, Господь посылает утешение, отраду. Что удивительно, даже безголосые люди начинают петь стройненько.

Впоследствии паломничества были связаны со святыми местами за границей. Каждому верующему человеку хочется посетить Святую Землю, поклониться святителю Николаю в Бари, святителю Спиридону на Корфу. И Господь даровал возможность организовывать уже зарубежные поездки.

- Есть ли принципиальные различия между паломничеством по родным краям и по дальним странам?

- Зарубежное паломничество совершается с той же целью приближения к Богу, но имеет свою специфику. Важнейшим становится вопрос со сроками формирования группы. Если при наличии места на любую внутрироссийскую автобусную поездку можно взять желающего даже в день отправления, то заграничный вылет планируется заранее. Есть установленные сроки оформления загранпаспортов и виз. Немаловажны и вопросы медицинского страхования, также необходимы гарантии питания и проживания. Нельзя приехать в чужую страну и жить всем коллективом в палатках. Если, организуя паломничество по России, мы прозванивали все места, где будем ночевать, где нас будут кормить, предварительно договаривались, то тем более нужно это делать при организации поездки за рубеж. Как правило, размещение осуществляется в гостиницах. Думаю, излишне напоминать, что каждый день за рубежом стоит денег. Оплачиваются перелет (до трети стоимости поездки), проживание, экскурсии. Мы посещаем другое государство, со своими законами, со своей культурой. Обыкновенно встают проблемы языкового барьера, плохой ориентации в незнакомой местности. Поэтому очень важно всегда держать в поле зрения своих спутников, не отставать и, наоборот, не обгонять их.

- Уже много лет Вы организуете зарубежные паломничества под эгидой Фонда «Новый Иерусалим». Это придает статус группе или, может быть, облегчает вопросы сотрудничества с турфирмами?

- Организация поездок через Фонд осуществляется по желанию его участников посещать святые места за границей. Мы взаимодействуем с разными структурами: и с паломническими службами, и с туристическими операторами, и сами выходим на зарубежных партнеров. Лучше всего, когда это делает специалист. Мы стараемся контактировать в интересах паломников и в интересах качества наших поездок с профессиональными туроператорами. Фонд в данном случае выступает в позиции коллективного заказчика. Мы задаем некий тон поездки: определяем, что это православное паломничество, устанавливаем сроки и содержание поездки, обговариваем количество участников. Мы стараемся избегать больших групп (максимальная группа, которая у нас была, 29 человек). Эти исходные данные отдаем партнерам, которые заказывают гостиницы в городах посещения. Питание, обеспечение транспортом, сопровождение гида – все мы обсуждаем заранее. С гидом договариваемся сами. Гидов-профессионалов, владеющих русским языком и языком страны посещения, да еще и являющихся православными людьми, очень немного. А грамотный проводник, я считаю, обеспечивает 50 процентов успеха поездки. Учитывая это, я неоднократно созваниваюсь с гидом накануне поездки. Мы должны быть уверены, что нас ждет православный человек, который даст нам частичку своего знания, опыта, сердца. Без этого качественной поездки не получится.

- Желательно ли участие в заграничной поездке священника?

- У нас это необходимое условие. Священник не только духовно окормляет группу, но и во многих случаях несет функции руководства. Часто бывает за границей, подходят ко мне люди из других групп с плачем: от паломнической службы организована поездка, а батюшки нет, некому поисповедовать. Поэтому священник крайне необходим в группе.

- Бытует мнение, что паломничество должно совершаться многие месяцы с котомкой за плечами. А как сейчас мы ездим – это чистой воды туризм. Как Вы считаете, у современного богомолья дух другой или, может, мы получаем меньше благодати?

- Вопрос о способах паломничества и о духе паломничества очень важный. Обратите внимание, что св. царица Елена, которая еще в IV веке совершила паломничество во Святую Землю и определила святые места поклонения, была уже в преклонном возрасте, и она плыла по морю на корабле, по суше передвигалась на современном по тем временам транспорте. Мы исходим из того, что имеем. Дело не в тяготах труда только, хотя телесные подвиги имеют смысл. Дело в цели и сути. Если цель – поклонение святыне, работа над собой, исправление своей жизни, приближение к Богу, тогда она исполнима любыми средствами. И тогда самолет – помощник, и автобус комфортабельный дает нам возможность не о ногах думать, а о Боге. Вы затронули важный вопрос соотношения духа паломничества и духа туризма. Сегодня сложно говорить, что было первичнее. Насколько я представляю себе интересы наших предков, необходимость в перемещениях изначально была не отдыхательно-развлекательная, а торгово-экономическая и религиозная. Если мы говорим о языческих культах, это паломничество к оракулу, заповедь ветхозаветной религии – посещение Иерусалимского храма. В древние времена людям некогда было бездельничать. Современный туризм – это несколько более поздняя разновидность путешествий. В данном ракурсе есть смысл рассуждать о соотношении позволительного и полезного. Когда довлеющим является не поклонение Господу, а некий гедонизм, получение удовольствия, то такое паломничество не принесет ни пользы, ни радости. Тем паче никаких духовных целей оно не достигнет.

Хочу заметить: если человек на святых местах испытывает чувство, так сказать, земной радости, ничего в этом нет дурного. И ничего плохого нет в том, что человек съест мороженое, с улыбкой поделится какой-нибудь паломнической байкой со своими спутниками или отведает вина из Каны Галилейской. Если мы в воскресный день, устав от ночной службы, посетили, например, ботанический сад – это только на пользу: познакомились с экзотической природой, отдохнули, насладились свежим воздухом, набрались сил, порадовались красоте Божьего мира. А если что излишнее – в наших поездках батюшка обязательно остановит.

Повторяю, в проявлении светлых чувств для мирян ничего зазорного нет. Радость дает Сам Господь, ведь Господь создал человека для радости. Высшее счастье для человека – общение с Богом. Святые места помогают человеку обрести это счастье, и проявления веселья сердца могут быть разные. Только надо помнить одно: не выходить за пределы полезного, шествуя путями благодатными.

- Благодарю за интересную беседу. Желаю Вам благополучных поездок и новых интересных проектов!

- Спаси Господи!